Текст: Татьяна Шипилова
24 января в арт-галерее "Триумф" известный искусствовед и арт-блогер Софья Багдасарова при поддержке издательства "Бомбора" презентовала свою новую книгу "Фениксы и сфинксы".
Зал оформлен в стиле самой презентации: на стенах — репродукции полотен мастеров эпохи Возрождения — от титанов вроде Боттичелли, Леонардо да Винчи и Тициана до малоизвестных ренессансных художниц сестры Плаутиллы и Софонисбы Ангишолы; в зале — Ренессансный оркестр исполняет лютневую музыку XV века.
Те, кто подписан на Софью в социальных сетях (а она ведет сразу несколько довольно крупных блогов), уже знакомы и с ее профессионализмом, и с ее удивительно легкой, ироничной подачей материала, который можно не только показать, но и завлечь в мир живописи и архитектуры.
Ведущий Виталий Калашников, профессиональный историк, не скупился на комплименты и прямо-таки требовал, чтобы все присутствующие подписались на блоги Софьи, если по нелепому недоразумению этого еще кто-то не сделал — и, надо отдать должное Виталию, его сложно не поддержать в этом призыве.
Сама Софья на вопрос о том, почему когда-то решила стать искусствоведом, неловко отвечает, что уже и не помнит: поступила на факультет искусствоведения МГУ по настоянию родителей "не приходя в сознание", после окончания вуза работала в модных журналах, писала о современном искусстве и архитектуре, и только несколько лет назад вернулась к классической живописи.
За авторством Софьи Багдасаровой уже есть несколько бестселлеров: "Воры, вандалы и идиоты", "Омерзительное искусство", "Апокалипсис в искусстве". И вдруг — такие романтичные и загадочные "Фениксы и сфинксы"!
"В кои-то веки я написала нормальную книжку! — смеется Софья и поясняет: — Предыдущие книги были написаны как будто в другую эпоху — и я была другая, и мир был другой". А пандемия и все последние мировые события вызвали ответную реакцию — захотелось рассказать о чем-то красивом. И действительно, что может быть прекраснее женщин эпохи Возрождения?
Положение женщины в эпоху Возрождения не отличалось от всех остальных эпох, а потому о них известно намного меньше, чем о мужчинах. В основном женщины выступают в качестве муз, в качестве героинь, в качестве идейных вдохновительниц. Хотя истории известны и интриганки, и похитительницы мужских сердец, и даже отравительницы, ведь все мы помним, например, Лукрецию Борджиа, изумительной красоты, ума и хитрости женщину, которая фактически способна была управлять важными мужскими решениями.
Автор во время презентации признается, что у обожаемого ею Умберто Эко ей не хватило именно этого женского взгляда на историю, именно женской позиции в известных событиях известной эпохи: "И мне захотелось представить, как бы выглядели истории об эпохе Возрождения с точки зрения женского опыта: девочки, подростка, невесты, жены, любовницы, дочери, сестры, матери. И, наконец, женщины, которая стремится к самореализации".
Например, занимательна история Изотты Нагаролы — ренессансной интеллектуалки из Вероны, которая основную часть своей жизни посвятила наукам, выступала за права женщин на получение образования, писала стихи, состояла в переписке с известными гуманистами своей эпохи — и за это была ненавидима местной знатью. "На нее писали доносы, ей посвящали уничижительные эпиграммы, даже оплачивались тиражи ироничных памфлетов, чтобы подчеркнуть, насколько она занимается не своим делом", — рассказывает Софья.
В книге нет отдельной главы, посвященной Лукреции Борджиа, но она так или иначе упоминается, потому что, во-первых, представить себе эпоху Возрождения без этой женщины невозможно; во-вторых, поскольку "мирок интеллигентных людей был маленький", то и в книге все герои связаны между собой и мелькают то тут, то там, "как герои мультивселенной Марвелл". Зато в книге есть про Лауру Дианти, вторую жену вдовца Лукреции. Как есть и про Лукрецию Бути, и про Симоннету Веспуччи, и, конечно, про Чечилию Галлерани — они смотрят на нас с полотен Филиппо Липпи, его ученика Сандро Боттичелли и великого Леонардо. Но самая интригующая история посвящена Бьянке Капелло.
Почему именно эти женщины? Отчасти потому, что есть картины, на которых они изображены: "Если не было изображений женщины, я о ней не рассказывала. Я хотела не только рассказать, но и показать этих женщин", — поясняет автор. В подарочных шоперах для этой цели был даже набор подарочных открыток с репродукциями картин, на которых изображены героини книги.
Но в первую очередь, конечно, это книга об искусстве. И сама Софья заявляет: "Прежде всего я искусствовед. И моя работа — рассказывать об искусстве".
И вся прелесть новой работы Софьи Багдасаровой заключается именно в том, что она умело совмещает сразу три стиля: нон-фикшн, блогерство и фикшн. С одной стороны, в книге огромное количество информации об эпохе и искусстве Ренессанса. С другой — написано это все легким, ироничным, простым слогом, чтобы не испугать, а наоборот, заинтересовать. С третьей — что-то здесь явно дофантазировано. Например, в истории любви Филиппо Липпи и Лукреции Бути, считающейся его натурщицей для самых известных его работ, много белых пятен и вообще все не до конца понятно. Софья фантазирует на тему запретной любви между монахом и монахиней, сбежавшей с художником и родившей ему двоих детей. И да, наверняка все было не совсем так, но фишка в том, что это неважно. Важно другое: читая эту историю, получается погрузиться не только в историческую действительность той эпохи, но и в чувства и эмоции людей того времени.
Почему любили блондинок и как женщины добивались этой блондинистости. Насколько похотливыми на самом деле были кажущиеся внешне приличными люди. Как ублажали себя женщины, лишенные мужского внимания. Какие типажи привлекали художников и какие из них остались в веках. Почему Мадонну можно было писать с куртизанки. Все это и многое другое преподносится в форме новелл в лучших традициях Боккаччо и Чосера.
Первая история про Лукрецию Бути естественным образом пересекается с четвертой главой о Симонетте Веспуччи. Учитель Липпи донес до своего гениального ученика Боттичелли канон тосканской красоты, оттого и женщины на их картинах столь схожи между собой:
Сами новеллы, очевидно напоминающие по своему юмору и подаче "Декамерон" и "Кентерберийские рассказы", перекликаются с подробнейшим экскурсом в историю культуры и искусства описываемого века — о соборах и фресках в них, об образе жизни мирян и священнослужителей, о финансовых трудностях и пристрастиях политических деятелей к искусству, о доносах и покровительстве, о науке и образовании, о любви и ненависти.
Но Софья берет не только муз и натурщиц для своих сюжетов, она берет просто сильных, интересных женщин, которые хотели и смогли оставить свой след в истории. Например, вот о чем рассуждала Туллия Д'Арагона в сонете к Пьетро Манелли, молодому флорентийцу и поэту:
- Коль природа с вами сделала сходной
- Меня, иль Бог, из материи одной,
- Желать славы может и мой ум живой —
- Не верите, Манелли благородный?
- Считаете от страха не свободной
- Меня? Что пеньем не решусь роковой
- Огонь мой внутренний явить, раз иной
- У меня стиль и с вашим — разнородный?
- Пьеро, в то не поверите, но и я,
- Устаю, трудясь, чтобы к небу взвиться
- И прославить имя на земле свое.
- Мечту не сгубит злая судьба моя,
- И прежде, чем душа освободится
- От тела, желанье утолю мое.
И сейчас-то подобные строки могут вызвать насмешку у некоторых мужчин, что уж говорить о XVI веке! Но еще любопытней, что автор этих строк — известная... куртизанка! А еще — поэтесса и философ. "У нее одинаково хорошо получалось и первое, и второе!" — заметил Виталий Калашников.
"Более того, она стала первой женщиной, которая официально издала свои стихи, и чем старше становилась, тем больше делала для того, чтобы деньги ей платили за поэзию, а не за куртизанство", — пояснила Софья Багдасарова.
Рассказала Софья обо всех прекрасных женщинах и во время презентации, проведя авторскую экскурсию по репродукциям, создающим интерьер зала, лишний раз напомнив о том, что без прекрасных женщин не было бы великих произведений искусства, что без любви невозможно творчество, а любовь невозможна без женщины.