15.02.2024
РГАЛИ

РГАЛИ. К 130-летию со дня рождения Владимира Германовича Лидина

Документы из коллекции Российского государственного архива литературы и искусства

Владимир Германович Лидин ( 3/15 февраля 1894, Москва – 27 сентября 1979, там же) — писатель, библиофил
Владимир Германович Лидин ( 3/15 февраля 1894, Москва – 27 сентября 1979, там же) — писатель, библиофил

Текст: Ольга Турбина, главный специалист РГАЛИ

Владимир Германович Лидин, один из старейших советских писателей, прожил долгую творческую жизнь. Писать он начал рано, ещё будучи студентом Лазаревского института восточных языков, а затем − юридического факультета Московского университета. В 1908 году в журнале «Весна» появились его первые рассказы «Весна» и «Житейское». Регулярные публикации рассказов Лидина начались в 1912 г., он печатался в журналах «Путь», «Солнце России», «Новая жизнь», «Мир женщины», «Лукоморье», «Хмель», «Русская мысль», «Современник» и многих других. В 1916 году увидели свет первые две книги его рассказов – «Трын-трава» и «Вороные кони». Ранние рассказы Лидина были благосклонно встречены критикой и читателями: с самого начала ему была свойственна высокая словесная культура, спокойная наблюдательность и тонкий психологизм. Однако все отмечали неизжитое влияние на Лидина А.П. Чехова и И.А. Бунина.

Пик популярности В.Г. Лидина пришелся на 1920-е годы. В 1921 году он становится членом неоклассической литературной группы «Лирический круг», куда вошли известные поэты, прозаики и критики, представлявшие самые разные литературные течения (С.Я. Парнок, С.М. Соловьёв, В.Ф. Ходасевич, А.М. Эфрос, К.А. Липскеров и др.). Объединяло их противопоставление, с одной стороны, сторонникам пролетарского искусства, а с другой – всевозможным модернистским направлениям. В программной статье объединения провозглашалось, что искусство классики и есть искусство революции. Лидин был активным членом объединения, общие собрания и поэтические чтения часто проводились на его квартире. «Лирический круг» просуществовал недолго, но Лидин навсегда остался верен его эстетике, хотя тематика его произведений с годами менялась.

В 1923 году В.Г. Лидин создал одну из своих лучших книг — сборник «Мышиные будни». Это были весьма убедительные, с оттенком натурализма новеллы о непривлекательности существования «бывших людей», пострадавших от революции, но уцелевших и теперь пытающихся пересидеть события в своих «мышиных углах». Тогда эти рассказы Лидина заинтересовали зарубежных читателей и вышли не только у нас, но и за границей. В России «Мышиные будни» воспринимались как обличение «осколков старого мира», не понимавших окружающей действительности.

Будучи весьма плодовитым, Лидин создавал по нескольку произведений в год. В 1923 году вышло 5 его книг, в 1925 и 1926-м — по 4, в 1927-м — 3 книги. Выпущенное в 1928–30 годах 6-томное Собрание сочинений писателя получило признание критики и читателей.

В 1930-е годы В.Г. Лидин обратился к крупной повествовательной форме, но его повести и романы уже не пользовались прежней популярностью. В них очевидны схематизм и нарочитая заданность разоблачения буржуазного общества, отзвуки которого Лидин искал в характерах людей из малознакомого ему социального круга – среди шахтёров, казаков, колхозников.

«Второе дыхание» и своего читателя В.Г. Лидин нашел в книгах «Люди и встречи» (1957) – с воспоминаниями о многих писателях, художниках, артистах, с которыми сводила его жизнь, и «Друзья мои — книги» (1962) – с эссе мемуарного характера, которые выдержали несколько изданий.

Материалы, вошедшие в фонд В.Г. Лидина, были переданы в РГАЛИ его дочерью Еленой Владимировной Лидиной в 1987–2007 годах. Фонд обширен, богат и разнообразен. Он включает 3 описи, составляющие 2436 единиц хранения.

Обширная переписка В.Г. Лидина за 1910-е – 1970-е годы насчитывает более 900 адресатов и корреспондентов. Среди них − русские писатели, учёные, критики разного литературного и общественного звучания: В.Л. и Д.Л. Андреевы, Ираклий Андроников, Андрей Белый, Николай Бердяев, Максимилиан Волошин, А.М. Горький, Василий Гроссман, Борис Зайцев, Михаил Зощенко, Вера Инбер, Вениамин Каверин, Валентин Катаев, Анатолий Луначарский, Юрий Олеша, Борис Пастернак, Константин Паустовский, Пильняк, Михаил Пришвин, Алексей Ремизов, Иван Розанов, Константин Симонов, Александр Солженицын, Федор Сологуб, Алексей Толстой, Александр Фадеев, Константин Федин, Владислав Ходасевич, Корней Чуковский, Илья Эренбург, Ариадна Эфрос и другие.

Материалы к биографии В.Г. Лидина подробно отражают его служебную, литературную и общественную деятельность. Помимо личных документов (справки и удостоверения о работе, командировочные удостоверения, договоры и переписка с издательствами, литературными кружками и обществами, афиши творческих вечеров и др.), здесь есть материалы, подобранные по тематическому признаку. Это, прежде всего, – работы В.Г. Лидина в Литературном институте им. А.М. Горького. Лидин работал там с 1946 года до последних дней жизни, возглавлял кафедру литературного мастерства. Среди документов − приказы по институту, списки и характеристики студентов, отзывы о дипломных работах, отчёты о работе семинара.

С 1921 года Лидин был членом Правления Всероссийского Союза писателей, а с 1934 года – одним из руководителей Московской писательской организации. Многие годы В.Г. Лидин был заместителем председателя Литературного фонда СССР, и это тоже нашло отражение в его материалах. Несомненный интерес представляют документы воинской службы В.Г. Лидина. Великую Отечественную войну он прошёл военным корреспондентом газеты «Известия» и спецкором армейской газеты «Суворовский натиск».

Среди изобразительных материалов основное место занимают фотографии В.Г. Лидина, индивидуальные и в группах с Э.Г. Багрицким, А.М. Горьким, В.В. Ивановым, И.С. Козловским, С.Т. Коненковым, Л.М. Леоновым, Б.А. Пильняком, Ю.В. Соболевым, А. Соболем, О.Д. Форш, Ст. Цвейгом, С.М. Эйзенштейном, И.Г. Эренбургом, А.М. Эфросом и др. Часть фотографий собрана Лидиным в альбомы. Среди фотографий 1910-х – 1930-х годов есть очень редкие и ценные.

Особо следует сказать о богатейшей коллекции В.Г. Лидина. Коллекционером и библиофилом он был страстным. С 1918 года являлся членом Общества любителей старины, многие годы был председателем писательской комиссии при Центральной Книжной Лавке писателей, стал одним из инициаторов создания Общества книголюбов. В библиотеку РГАЛИ вместе с его документами поступило около 300 книг с дарственными надписями авторов и собрание редких журналов и альманахов начала ХХ века – таких, как «Бурелом», «Вампир», «Весна», «Волшебный фонарь», «Журнал журналов», «Забияка», «Зарево», «Леший», «Лирический круг», «Нагаечка», «Паяц», «Пулемёт», «Северные дни», «Хмель».

Материалы коллекции В.Г. Лидина содержатся во всех трёх описях фонда, а третья из них почти целиком состоит из собранных им материалов крупных деятелей нашей культуры. Большая часть рукописей представлена автографами, самый ранний из которых – стихотворное послание А.Ф. Воейкова А.И. Тургеневу от 18 марта 1814 года. Рукописи расположены в алфавитном порядке авторов, и одно перечисление их говорит само за себя: К.Д. Бальмонт, И.А. Бунин, В.В. Гофман, В.М. Дорошевич, В.И. Иванов, Н.А. Клюев, М.А. Кузмин, А.И. Куприн, А.Н. Островский, Б.Л. Пастернак, А.М. Ремизов, С.М. Соловьёв, Ф.К. Сологуб, И.С. Тургенев, А.А. Фет и др.

  • Подписи к иллюстрациям

  • 1. Фотография В.Г. Лидина. 1920-е гг. РГАЛИ. Ф. 3102. Оп. 1.
  • 2. Статья В.Г. Лидина «Родники». 3 мая 1958 г. РГАЛИ. Ф. 3102. Оп. 1. Черновой автограф.
  • 3. Письмо А.М. Горького В.Г. Лидину. 10 мая 1905 г. РГАЛИ. Ф. 3102. Оп. 2.
  • 4. Стихотворение И.С.Тургенева «Сон». 1868–1869 гг. РГАЛИ. Ф. 3102. Оп. 2 Автограф.
  • 5. Рассказ И.А.Бунина «Сны Чанга». Ноябрь 1916 г. РГАЛИ. Ф. 3102. Оп. 3. Черновой автограф.
  • 6. Фотография И.А. Бунина с дарственной надписью Н.А. Пушешникову. 18 ноября 1902 г. РГАЛИ. Ф. 3102. Оп. 3.