14.05.2024
РГАЛИ

К 220-летию со дня рождения Алексея Хомякова

Документы из коллекции Российского государственного архива литературы и искусства

А.С. Хомяков. Автопортрет. 1842 г. Из открытых источников
А.С. Хомяков. Автопортрет. 1842 г. Из открытых источников

Текст: Н.И. Симбирева, главный специалист РГАЛИ

«Кто не знает своего Отечества, тот не достоин называться его сыном».

А.С. Хомяков

«Теоретический глава славянофилов, А.С. Хомяков, по справедливости должен быть признан одним из крупнейших русских умов. Огромные умственные силы Хомякова были оценены современными ему противниками западнического лагеря. Человек необыкновенно многосторонний, философ, историк, публицист и поэт, Хомяков является видной фигурой эпохи 40-х годов, столь богатой яркими дарованиями. И вместе с тем Хомякова не знают и не читают, он забыт и не оценен…» − писал об этом человеке Н.А. Бердяев.

А историк, писатель, издатель Михаил Петрович Погодин оставил такие строки: «Хомяков! Что это была за натура, даровитая, любезная, своеобразная!..» (РГАЛИ. Ф. 195. Оп. 1. Д. 5529).

Поражает область приложения способностей, трудов и широта познаний Алексея Степановича Хомякова: драматург, богослов и философ, историк мировой цивилизации и филолог, критик и публицист, экономист и социолог, блестящий оратор, художник-иконописец, изобретатель и врачеватель и, конечно, поэт − автор известного стихотворения 1859 года, начинающегося словами:


  • Подвиг есть и в сраженьи,
  • Подвиг есть и в борьбе.
  • Высший подвиг в терпеньи,
  • Любви и мольбе.

Сегодня, по прошествии более 150 лет, А.С. Хомяков памятен прежде всего благодаря сформулированной им «русской идее», которая легла в основу одного из крупнейших литературных и общественных течений мысли XIX века – славянофильства.

Алексей Степанович Хомяков родился в московском доме Киреевских, на Большой Ордынке, в старинной дворянской семье тульских помещиков Хомяковых − Степана Александровича и Марии Алексеевны (урожденной Киреевской), в приходе церкви во имя Георгия на Всполье. Бабушка Алексея, Анастасия Ивановна (урожденная Грибоедова), приходилась двоюродной теткой драматургу А.С. Грибоедову. Отец был прекрасно образован, собрал обширную библиотеку, привил сыну любовь к чтению. Мать, женщина глубоко верующая, в таком же духе воспитала и всех своих детей. Самопожертвование, с детства свойственное им, подвигло юного Алексея в 1821 году совершить (к счастью, неудавшийся) побег в Грецию – для участия в войне за «освобождение славян от турецкого ига».

В том же году он сдал экзамен на степень кандидата математических наук в Московском университете.

Студенческие годы были отмечены в жизни А.С. Хомякова участием в «Обществе любомудров». Был близок он и к декабристам, о планах которых знал, но не одобрял идей не только цареубийства, но и «демократической республики». В спорах с Рылеевым Хомяков как-то сказал, что они хотят «заменить единодержавие тиранством вооруженного меньшинства».

Идеи панславянского единства и деятельной помощи «братьям-славянам» никогда не оставляли Алексея Степановича. В 1828–1829 годах он все же принял участие в турецкой кампании, проявив незаурядное мужество. Из письма матери 15 июня 1829 года: «Я был в атаке, но хотя два раза замахнулся, но не решился рубить бегущих, чему теперь очень рад».

После окончания войны Хомяков вышел в отставку, а через некоторое время счастливо женился на сестре поэта и друга Н.М. Языкова − Екатерине Михайловне (1817–1852). В этом браке родилось девять детей (двое первенцев умерли во младенчестве).

С конца 1830-х годов Алексей Степанович, став одним из главных идеологов славянофильства, вышел на путь широкой общественной деятельности. В круг его единомышленников входили Иван Васильевич Киреевский, братья Иван Сергеевич и Константин Сергеевич Аксаковы, Юрий Федорович Самарин, поэт Николай Михайлович Языков и др. Он часто выступал в печати – за созыв Земского собора, отмену крепостного права и наделение крестьян землей за выкуп по всей стране за счет государства.

Основой мировоззрения Хомякова являлось православие, объединявшее многие славянские народы. И в поэзии, и в статьях он глубоко провидел устремления стран Запада и их подлинное отношение к России. В известном стихотворении «России» он писал:

  • «…Кует бессильные крамолы,
  • Дрожа над бездной, Альбион…
  • Бесплоден всякой дух гордыни.
  • Неверно злато, сталь хрупка,
  • Но крепок ясный мир святыни,
  • Сильна молящихся рука!»

И – уже о России:

  • «Гордись! – тебе льстецы сказали.
  • Не верь, не слушай, не гордись!
  • <…> О, вспомни свой удел высокой!
  • <…> и все народы
  • Обняв любовию своей,
  • Скажи им таинство свободы,
  • Сиянье веры им пролей!»

Хомяков был талантливым мастером литературного портрета. В журнале «Библиотека для воспитания» были опубликованы его глубокие статьи о Дмитрии Веневитинове, Дмитрии Валуеве, Иване Киреевском и Степане Аксакове. Занимался Алексей Степанович и переводами. Известно его вольное переложение повести Ч. Диккенса «Рождественская песнь в прозе» – «Светлое Христово Воскресение» и др.

А.С. Хомяков пробовал свои силы в живописи и иконописи, был близок с автором известной картины «Явление Мессии» А.А. Ивановым, о которой оставил свои воспоминания. По проекту А.С. Хомякова выстроены церкви в его имениях Богучарово Тульской губернии и Круглое Рязанской губернии. Ныне «Богучарово» – музей усадебного быта, экспозиция которого охватывает период XVIII века − 1860-е годы.

Безвременная кончина супруги подкосила здоровье Алексея Степановича и отчасти поменяла направление его исследований. Так, в 1853 году он опубликовал свой труд «Сравнение русских слов с санскритскими», где первым указал на «семейное сродство» трех ветвей «арийской речи»: индийской, литовской и славянской.

Он вновь обратился к конструированию (еще в 1850 году создал оригинальную паровую машину, запатентовав ее в Англии) и в 1855 году, несмотря на свое неприятие войны, занялся изобретением дальнобойного ружья, в чем достиг успеха. Придумал Хомяков и «сеятельницу», усовершенствовал жатвенную машину и хлебосушилку, изобрел специальный каток для укатывания зимних дорог. Пытливый ум Алексея Степановича всегда жаждал широкого поля деятельности, − вплоть до геологических изысканий: в 1859 году он нашел в своем тульском имении каменный уголь, который обязался поставлять в Москву. Его увлечение медициной, в том числе и гомеопатией, спасло крестьян во время одного из моровых поветрий, но, к сожалению, − не его самого, ставшего печальной жертвой эпидемии холеры.

Прах А.С. Хомякова был захоронен в Даниловом монастыре, в 1931 году перенесен на новое Новодевичье кладбище. И при жизни, и после смерти он оказался окружен единомышленниками: рядом с его могилой – могилы Н.В. Гоголя, Н.М. Языкова, С.Т. Аксакова.

В XXI веке продолжается освоение наследия А.С. Хомякова. Его наследники живы и способствуют сохранению памяти о своем великом предке: в Туле проходят конкурсы чтецов его имени, в Москве при храме «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке в 1994 году был создан Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий, который носит имя Алексея Степановича Хомякова, организовано «Хомяковское общество».

* * *

В РГАЛИ находится небольшой фонд А.С. Хомякова № 532, в двух описях которого сосредоточено 54 единицы хранения за 1799–1853 годы. Эти материалы были переданы в архив из ГЛМ в 1941 году. Среди рукописей важно отметить его стихотворения «Поэт», «Киев», «Вечерняя песня», «России» и др., а среди его корреспондентов – К.С. Аксаков, славянофил и историк Д.А. Валуев, И.В. Киреевский, поэт П.М. Языков и др. Ценна переписка Алексея Степановича с супругой. Интерес представляет перевод К.К. Павловой на французский язык продолжения стихотворения А.С. Хомякова «Подвиг есть и в сраженьи…» («Гордись, тебе льстецы сказали…»).

Помимо этого, автографы и списки стихотворений А.С. Хомякова встречаются в фондах Аксаковых, Гротов, Вяземских, А.Н. Попова, И.И. Горбунова-Посадова, К.Ф. Рылеева, Ф.И. Тютчева, П.И. Бартенева, П.А. Вяземского, М.А. Максимовича, Н.И. Соболевского, А.К. Толстого и др.

В фонде певца Г.М. Нэлеппа находится издание романса А.С. Аренского «Певец» на слова Хомякова, в фонде Танеевых – кантата С.И. Танеева на слова Хомякова и др.

Русский философ Н.А. Бердяев, осознавая значение трудов А.С. Хомякова, писал: «Славянофильское учение Хомякова и есть прежде всего национальное самосознание… Все учение его было лишь обоснованием и оправданием национальной миссии России… Он жил и писал под несказанным обаянием России, русского народа, русской истории».