Текст: Дмитрий Сосновский
«Дюна» Дени Вильнёва была очевидным успехом, но с фурором, который произвела вторая часть, он всё же несравним. И хотя у хардкорных фанатов Фрэнка Герберта вопросов к сиквелу наверняка не меньше, чем к фильму 2021-го – а то и больше, массовый продукт по мотивам одного из самых сложных для экранной адаптации романа у Вильнёва вышел отменного качества, и с этим спорить уже бессмысленно – цифры говорят за себя сами.
Иными словами, можно констатировать: Вильнёву покорилась вершина, не давшаяся в своё время самому Дэвиду Линчу. Что, впрочем, не должно ставиться в укор создателю «Твин Пикс» и «Синего бархата»: в конце концов, художник он совершенно иного характера, да и творил совсем в другую технологическую эпоху.
Зато в этот раз все звёзды сошлись.
Что до претензий со стороны фанбазы, тут всё понятно: скомканность, недостаток глубины, наличие отсебятины. Но контраргументы на поверхности. Солидного, казалось бы, хронометража дилогии – почти пять с половиной часов в общей сложности – даже для того, чтобы событийно охватить первый роман Герберта, явно недостаточно. Да, некоторые трансформации характеров проходят чрезмерно стремительно, и в «Дюне 2» это ещё сильнее бросается в глаза, но – тут уж ничего не поделаешь.
А с отсебятиной канадец точно не переборщил, довольно деликатно ввинтив её в фабулу, чтобы подогнать друг к другу громоздкие сюжетные куски и при этом каким-то чудом отбившись (ну, не до конца, но близко к этому) от леволиберальных трендов. Которые, между прочим, так и просились в изначальную историю о борьбе гордых повстанцев против бесчеловечной империи, поглощающей колониальные ресурсы.
Если от основного каста в лице Тимоти Шаламе, Зендеи (чья роль, как постановщик и обещал, была увеличена, но не чрезмерно – хотя можно было обойтись и без этого) и Ребекки Фергюсон чего-то нового никто и не ждал, то пополнение актёрского состава определённо порадовало – от оскароносного Кристофера Уокена в роли теряющего хватку, но всё ещё очень опасного императора до блестящего злодея Харконнена-младшего в исполнении Остина Батлера.
Главное же, ради чего все здесь, собственно, и собрались, – аудиовизуальное пиршество – точно не потерялось: гонки на гигантских червях, масштабная битва при участии циклопических посудин, эффектные дуэли – всё на месте.
И если кто-то всё ещё думал, что таращиться, не отрываясь, на песчаные дюны в течение пяти часов – это скучно, то Дени Вильнёв спешит разубедить скептиков.