03.06.2024
Публикации

Мамлеев в театре: лето метафизики

В московском театре «Практика» прошла премьера поставленного при участии Мастерской Брусникина спектакля режиссёра Арсения Мещерякова и композитора Никиты Лозовского по рассказам Юрия Мамлеева

praktikatheatre.ru
praktikatheatre.ru

Текст: Михаил Визель

Определение на сайте театра «Психоделическая оперa по рассказам родоначальника метафизического реализма Юрия Мамлеева» может ввергнуть в недоумение ревнителей жанровой чистоты. Правда, посетителей подвальчика театра «Практика» в памятном для многих москвичей Трехпрудном переулке, кажется, ничем уже не удивить. Но создателям этого перформанса это удалось. «Психоделическая опера» — это еще ладно, какие только межжанровые определения сейчас не услышишь, но по рассказам Мамлеева? Как его жуть и хтонь выразить театральными средствами?

Но театр в очередной раз доказал: ему подвластно всё. Надо, впрочем, честно признать, что как такового последовательного развития классической драмы от завязки к кульминации здесь нет – во всяком случае, на уровне повествования, распадающегося на десять отдельных сцен-рассказов. Но на уровне метафизическом (!) – связь, безусловно, прослеживается. Что сами авторы ничуть не скрывают, а наоборот, подчёркивают, сравнивая своё произведение с музыкальным альбомом. В котором, разумеется, нет сквозного сюжета, как в опере, но обязательно есть развитие от первого трека к последнему.

Причем альбом этот именно что психоделический. Никита Лозовский, гитарист группы «Электронные сигареты» и еще ряда проектов, не является композитором в классическом смысле этого слова, а выступает скорее саунд-дизайнером: он нагнетает музыкальное напряжение в том числе ненавязчивыми, но уловимыми цитатами как раз из музыки психоделической эпохи. Кажется, из гитарного перебора с характерным «стратокастерным» звуком вот-вот возникнет то общеизвестная тема с «Тёмной стороны луны», то хит The Doors, то проигрыш со «Сержанта Пеппера» – но этого не происходит. Оставляя, с одной стороны, некоторые чувство неудовлетворённости, а с другой – погружение именно что в психоделическую атмосферу. Что не кажется притянутым, если вспомнить, что рассказы Мамлеева тогда же и писались.

С другой стороны – это произведение в равной степени можно назвать спектаклем-спиричуэлс. Ведь этот жанр явился из живой практики (!) протестантских черных церквей в США. Когда священник – тоже, разумеется, чернокожий – во время проповеди от избытка чувств срывался на речитатив и начинал нести своим духовным чадам слово божье по блюзовой пентатонике. И здесь происходит то же самое. Актёр Леонид Саморуков, говоря от лица метафизического охотника на крыс, словно бы срывается на диковатый блюз – и поначалу это кажется чем-то диким и неуместным, а потом понимаешь – нет, только так эту диковатую историю и можно рассказывать. И так – во всех новеллах. Собственно, именно это определение – «поначалу дико, но потом понимаешь, что только так и можно» – полностью применимо к прозе Мамлеева.

Читать её нелегко; но провести полтора часа в театре в компании с прекрасными молодыми актёрами, в эффектном театральном свете Евгения Киуру и с тщательно продуманными костюмами Кати Эрдэни, а главное – с 88 (такова полная посадка большого зала театра) сопереживающими соучастниками – прекрасная идея для лета 2024 года. Которое в целом не назовёшь «летом любви» (хотя мы будем рады, если для кого-то это окажется именно так), но уж летом метафизики – вполне.