08.06.2024
Фестиваль «Красная площадь»Год лейтенантской прозы

На «Красной площади» обсудили военную прозу Бориса Васильева и Владимира Богомолова

Два больших важных разговора о двух создателях книг, выдающихся представителях «лейтенантской прозы», о людях на войне, провел АСПИР на форуме

«Момент Богомолова» на Красной площади. Дискуссия, организованная АСПИР, посвящена столетнему юбилею. С микрофоном - Владимир Березин / Сергей Михеев
«Момент Богомолова» на Красной площади. Дискуссия, организованная АСПИР, посвящена столетнему юбилею. С микрофоном - Владимир Березин / Сергей Михеев

Текст: Андрей Васянин

Два важных, организованных Ассоциацией союзов писателей и издателей России, разговора о выдающихся представителях «лейтенантской прозы» Владимире Богомолове и Борисе Васильеве, которым в этом году исполняется по 100 лет, прошли один за другим на соседних площадках секции художественной литературы, и выглядело это, как один большой разговор о создателях книг о людях на войне.

На встречу, названную «Момент Богомолова», чтобы поговорить о выдающейся книге, наверное, лучшем (по мнению участника встречи писателя Владимира Березина) романе о спецслужбах «Момент истины» собралась полная аудитория. Опубликованная впервые в 1974-м, переведенная на десятки языков, с общим тиражом несколько миллионов экземпляров, книга продолжает огромными тиражами издаваться, и поэтому, как говорил на встрече Березин, когда речь идет о «Моменте истины» (она же «В августе 44-го») – всякая статистика быстро устаревает.

Разговор об авторе «Момента истины» и «Ивана» меньше всего напоминал поминальный тост – собравшиеся говорили о Богомолове как об уникальной личности.

- Когда узнаешь факты о его жизни, то начинаешь думать – а не мистификация ли все это? – восклицал Сергей Михеенков, автор книги в серии ЖЗЛ «Писательская рота», где есть очерк о Богомолове. По-разному заполнявшем анкеты с автобиографией, вдруг то опровергавшем известные факты о самом себе, то придумывавшем небылицы. Например о том, как он осенью 1943-го стремился первым выйти на берег форсируемого Днепра – но не смог, потому что спасал сейф с документами, неожиданно ушедший на дно…

Это был действительно уникальный сочинитель: реальные документы в тексте романа так сплетены с сочиненными им, что их не отличишь от реальных. Уникальный мастер композиции, умевший сначала растянуть сюжет, раскрывая личности героев – а потом вдруг погнать его вперёд и в последних главах мерять время уже на часы. При этом – болезненно-скрупулезный в подборе фактов, до исступления требовательный и строгий в работе с редакторами и продюсерами. Непоколебимый, как скала, в том, что считал правильным, и снявший свое имя с титров «Иванова детства» и «В августе 44-го», недовольный работой съемочных групп…

- В прозе, которую писали Владимир Богомолов, Юрий Бондарев, Борис Васильев, сплелись в удивительный клубок, с одной стороны, ощущение победителя – а с другой – ощущение потерянности, – говорил на встрече главный редактор «Роман-газеты» писатель Юрий Козлов. – В этом сила лейтенантской прозы – когда все человеческие качества проверяются смертью.

Поговорить о прозаике-«лейтенанте» Борисе Васильеве в соседний шатер пришли приемный сын писателя Петр Васильев, кинокритик Денис Горелов, Лидия Майорова и Анна Сучкова – сопредседатели Всероссийских Васильевских чтений.

- Фильмы о войне – важнейшие для Васильева-сценариста, – начал встречу Денис Горелов. – Васильев, а вместе с ним и режиссер Станислав Ростоцкий умели дёрнуть за струны души, знали, как взять зрителя за живое. Оба воевали, были ранены.

70-е, когда был снят фильм - это, по словам кинокритика, время «романтического» осмысления войны, когда все герои погибали юными и по ходу сюжета вспоминали довоенную жизнь. Слезу из зарубежного зрителя фильма, проигравшего в финале «Оскара» «Скромному обаянию буржуазии» Бунюэля, выдавливали цветные флэшбеки с романами главных героинь.

- А я, например, до сих пор не могу спокойно смотреть сцену, когда старшина Васков говорит незадолго до конца фильма двум оставшимся в живых девушкам казённые, казалось бы, слова: «Товарищи бойцы! Противник, вооружённый до зубов, движется в нашем направлении…» – признался Денис Горелов.

В России продолжают помнить автора – оставившего нам более 100 произведений разных жанров и о разных эпохах. Пётр Васильев, создатель Музея-усадьбы писателя в Солнечногорске, единственный хранитель творческого наследия Бориса Васильева, объяснил такую творческую плодовитость железной, «офицерской» дисциплиной автора «А зори здесь тихие», жившего по часам, по строгому графику, позволяющего ему выполнять задуманное на каждый день.

Организаторы ежегодных Всероссийских Васильевских чтений, посвященных жизни и творчеству писателя, Лидия Майорова и Анна Сучкова рассказали собравшимся о своей идее – творческом конкурсе среди школьников на лучшее произведение, рассказ, эссе, сочинение, на рисунок по прозе Бориса Васильева, художественного чтения его произведений. Десятые, юбилейные Всероссийские Васильевские чтения проходят в этом году под темой «Необычайный Человек и Писатель – Борис Васильев».

- Васильев в каждой вещи ставит героев перед моральным выбором – останешься ты человеком или нет, – говорила сопредседатель Васильевских чтений Анна Сучкова. – Родину любить не научишь, но покажи хотя бы пример такой любви.