08.06.2024
Фестиваль «Красная площадь»

Философия буддизма совпадает с квантовой физикой

На юбилейном книжном фестивале «Красная площадь» усилиями издательства «Бумба» читателей посвятили в калмыцкий фольклор и рассказали о буддизме

Калмыцкий и русский фольклор в книгах издательства «Бумба»

 / vk.ru
Калмыцкий и русский фольклор в книгах издательства «Бумба» / vk.ru

Текст: Ильяна Андреева

Издательство «Бумба» в этом году на книжной «Красной площади» представляет Республику Калмыкию — во всем ее культурном и историческом богатстве.

— Год назад из всех регионов нашей огромной родины мы решили начать работу с калмыцких сказок, эпоса и фольклора. В прошлом году мы уже вышли с двумя произведениями: «Сказкой о хане Цецене и его мудрой невестке» и «Сказкой о двух братьях», — рассказывает Елена Киричек, кандидат физико-математических наук, генеральный директор издательства «Бумба» и член Союза российских писателей, — и если в основе «Сказки о хане Цецене и его мудрой невестке» лежит кочующий сюжет — что-то подобное можно увидеть и в фольклоре других регионов, то «Сказка о двух братьях» — это сюжет уникальный.

В этом году издательство также выпустило «Сказку о мудром юноше». Сама сказка очень древняя, написана в те времена, когда ойраты (западные монголы) кочевали в юго-восточной Азии. Сейчас готовится к выпуску сказка «Красавица и Бадма» и еще одно произведение, название которого пока «Бумба» держит в секрете.

Елена рассказывает, как аккуратно и бережно издательство работает с калмыцким фольклором. Сначала идет тщательный подбор сюжета, после — его литературный пересказ, затем следует проверка. Команда, в составе которой есть этнографы, фольклористы и другие эксперты, изучает полученный материал на наличие каких-либо ошибок и неточностей. Такая же тщательная работа проводится и над иллюстрациями произведений.

— Калмыцкие сказки иллюстрируют только калмыцкие художники. Две сказки украшены работами Тимура Цонхлаева, он сейчас активно выставляется, еще одну сказку проиллюстрировал Олег Чудутов, директор Детской художественной школы им. Гарри Рокчинского. — поясняет Елена. — То есть художники очень высокого уровня. Но и их работы также проверяют этнографы.

28 декабря 2023 года, в годовщину депортации калмыков, издательство выпустило «Калмыцкие песни о Сибири». Это актуальный фольклор, который был рожден в 40-50-е, в годы депортации и возвращения калмыков.

— У нас накопилось много материалов на эту тему. Эксперты бескорыстно обработали этот материал и написали трогательные вступительные и заключительные слова об этих песнях, об их лирике и философии. О том, как менялась тональность песен — от горечи к прощению, — поясняет выбор темы Елена. — Эти песни живут до сих пор. Меняется их настроение, философское наполнение, но неизменно одно: эти песни живы, мы можем смело назвать их настоящим живым фольклором. И в нашей книге есть QR-коды, которые ведут на записи этих песен.

Елена добавляет: первые два издания разлетелись мгновенно. Сейчас издательство готовится выпустить третье издание «Калмыцких песни о Сибири», уже в твердом переплете.

Издательство «Бумба» также приступило к работе над бурятскими сказками, а следующие на очереди — чеченские и татарские сказки.

Но вернемся к Калмыкии.

Республика Калмыкия — единственный регион в Европе, где исповедуется буддизм. Религия сильно повлияла и на культуру, и на менталитет народа. Исторический экскурс ведет Мерген Уланов, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и культурологии Калмыцкого государственного университета:

— Калмыки — это древний кочевой народ, истоки которого кроются в древних монгольско-тюркских племенах. В свое время внутри Монгольской империи уже после Чингисхана и его завоеваний образовался «Дурбэн Ойрат» — «Ойратский союз». Он усиливался и становился все сильнее и влиятельнее. В середине XV века ойраты уже доминировали на всей территории Монголии и, более того, они пытались захватить Китай, успели разгромить Китайскую империю и почти взяли Пекин. Несколько раз штурмовали город, взяли в плен императора, но у них не получилось закончить начатое. После союз немного ослаб, но к XVII веку вновь происходит усиление ойратов.

Мерген поясняет: тогда появилось три больших ханства, фактически являвшихся империями: Джунгарское, Хошеутовское и Калмыцкое ханство. В дальнейшем калмыки откочевали от основной массы ойратов и постепенно, занимая места, в которых раньше были ногайцы, прикочевали на территорию Нижнего Поволжья. С этого момента калмыки начали заселять территории, которые ранее занимала Золотая Орда. Фактически это было последнее великое переселение народов с Востока на Запад.

Считается, что в 1608 году калмыцким тайшам (главы территориального объединения в улусе и предводители войск) удалось договориться с Василием Шуйским о добровольном вхождении Калмыцкого ханства в состав России. Конечно, вхождение происходило постепенно: калмыки обживались на огромной территории от Волги до Урала. В этот же момент начал активно распространятся буддизм.

— Буддизм — это не только религия, но и большой интеллектуальный ресурс. Здесь спрятана философия, психология, тибетская медицина и многое другое. Из трех главных проповедников буддизма среди монгольских народов двое были ойратами.

— Нейджи-тойн, который распространил буддизм среди восточных монголов, и Зая-Пандита, распространявший буддизм у ойратов, к которым относятся и калмыки! — рассказывает Мерген. — Зая-Пандита был своего рода Леонардо Да Винчи среди ойратов. Он был доктором философии, прекрасно знал право, создал калмыцкую письменность, занимался активной политической и научной деятельностью, переводил тексты и занимался медициной.

Буддизм быстро распространялся по территории Калмыкии. Сначала калмыки создавали кочевые буддистские храмы — хурулы, позже начали строить и постоянные здания. Безусловно, русская культура также влияла на калмыцкую, это заметно в архитектурных решениях хурулов: для постройки храмов использовалась крестово-купольная конструкция.

Один из самых известных хурулов — Хошеутовский. Он единственный, который сохранился до наших дней. Визуально он напоминает знаменитый Казанский собор и был построен в честь победы над Наполеоном.

— Дело в том, что калмыки активно участвовали в сражениях, в том числе и входили в Париж. Многим врагам были известны храбрость и боевые навыки калмыков, и они не хотели вступать с ними в бой, — говорит Мерген. — К слову, большой вклад калмыки внесли в Полтавскую битву. Карл XII, узнав, что калмыки спешат укрепить состав российской армии, где и так уже было много калмыцких воинов, решил начать бой сильно раньше и потерпел поражение. А в Париж после победы в войне 1812 года калмыки вошли на верблюдах.

Буддизм сыграл очень важную роль у калмыков в развитии философии, медицины, науки и грамотности.

— То, что калмыки очень тянутся к знаниям и любят учиться, во многом объясняется тем, что в философии буддизма заложена важность борьбы с собственным невежеством, — продолжает Мерген, — потому что, по буддизму, проблема человека в том, что он не знает истинную суть и природу вещей и с помощью философии он должен ее познать.

Философия буддизма очень сложна и в чем-то совпадает с квантовой физикой.

— Мы должны познать истинную суть вещей, как говорил Кант, «вещь в себе». Ее можно познать с помощью буддистской философии и дальнейших медитаций, — уверяет Мерген.

Далекое расположение Калмыкии от Тибета сильно влияло на изменение буддистской культуры в регионе.

— Для примера: многие восточные народы, например, буряты, тувинцы, монголы, празднуют Новый год в феврале, а калмыки — в декабре, — говорит Мерген. — У калмыков этот праздник называется Зул. Обряды к этому и другим праздникам тоже сильно отличаются.

После революции произошел упадок буддизма в Калмыкии. Калмыки уходили из Белой армии, эмигрировали и расселились в странах Европы и в США.

— Азиатов в Америку в то время не пускали, — поясняет Мерген. — Но калмыки смогли доказать, что они европейцы, так как они проживали на европейской части России, и успешно эмигрировали. И по сей день там присутствует большая калмыцкая диаспора. Благодаря эмиграции калмыки поспособствовали развитию калмыцкого буддизма в странах Европы и в Америке.

После Великой Отечественной войны ситуация с буддизмом сильно ухудшилась. Не было ни одной официальной буддистской общины, но ламы, которые остались в регионе, сохраняли и возрождали религию, и сегодня буддизм переживает рассвет. И в сердцах калмыков теплится надежда, что буддизм будет развиваться дальше, а в душах людей поселятся любовь, доброта и позитив.