01.07.2024
Публикации

В Суздале прошли «Гастевские выходные»

Творческое сообщество МИРА провело 28-30 июня фестиваль, посвященный одному из лидеров советского авангарда Алексею Гастеву, символической кульминацией которого стала закладка первого камня его музея

Текст и фото: Михаил Визель

Алексей Капитонович Гастев (1882–1939) - яркая, характерная и, что закономерно вытекает из первых двух характеристик, сознательно "задвинутая" фигура 1920-х годов. Анархист и подпольщик с 20-летнего возраста, политэмигрант, поэт-пролеткультовец (и в этом качестве упоминаемый в курсах советской литературы филфаков), но главное - первопроходец и фактически создатель в России такой дисциплины, как научная организация труда - то, что сейчас мы называем эргономикой и тайм-менеджментом. Перенося капиталистические подходы Форда и Тейлора на коммунистическое основание, Гастев и его единомышленники (со временем порой оказывавшиеся яростными оппонентами) по созданному им Центральному Институту Труда и Лиге "Время" искренне надеялся, что его усилия приблизят коммунизм, но только приблизили его собственный человеческий конец: уже в конце двадцатых - начале тридцатых, после "великого перелома" 1929 года, когда революционно-утопическая романтика "создания нового человека" сменилась последовательным построением мощного централизованного (чтобы не сказать "тоталитарного") государства, ЦИТ был слит с ВСНХ СССР и фактически закрыт, Лига "Время" распущена, а сам Гастев расстрелян.

Созданное в Суздале по инициативе и попечением генерального директора группы ОНЭКСИМ Дмитрия Разумова творческое сообщество МИРА, объединившее целый ряд столичных кураторов, искусствоведов и т.д., решило вернуть из небытия эту яркую и неоднозначную фигуру советского авангарда - не столько художественного, сколько социального. И уже второй год проводят в июне "Гастевские выходные" - фестиваль, объединенный его именем.

Сами устроители признают, что в качестве "смыслообразующего центра" нового культурного центра Алексей Гастев оказался достаточно случайно: выяснилось, что неистовый авангардист и социальный утопист - уроженец как раз подчеркнуто-традиционного "золотокупольного" Суздаля. Но, как водится, эта случайность оказалась не случайной: именно острый контраст традиции и авангарда, тоже уже исторического, дал необходимый художественный эффект. Что "обыгрывалось" в ходе театрализованной экскурсии-променада "Суздаль подпольный", посвященной революционной деятельности в тишайшем городе самого Гастева и его друзей, в числе которых был и политэмигрант Владимир Ульянов.

Но центром "Гастевских выходных" стало действо сугубо символическое: закладка камня в основание будущего музея Гастева на выкупленном участке земли по адресу: ул. Гастева, 1, в котором приняли участие Дм. Разумов и кураторская группа будущего музея «Гастева 1»: Александра Селиванова, Анна Алтметс, Анна Кондратьева, Дарья Гайдукова.

Организаторы уверяют, что через год, в июне 2025 года музей распахнет уже не символические, а свои физические двери.

Пока что двери распахнула другая площадка МИРА, называющаяся "Ларец". В которой "гимнастически-театральным перформансом" открылась выставка, подробно описывающая и осмысляющая такой причудливый выверт раннесоветской эпохи, как Лига "Время".

Большинство современных жителей России помнит о ней только по двум ироническим строчкам из "Золотого теленка": "Когда методологическо-педагогический сектор перешел на непрерывную неделю и вместо чистого воскресенья днями отдыха Хворобьева стали какие-то фиолетовые пятые числа, он с отвращением исхлопотал себе пенсию и поселился далеко за городом". Между тем замена традиционный семидневной недели на "пятидневку", или, как ее более корректно называли, "непрерывку" была частью большой программы Лиги, направленной на более рациональное использование временных ресурсов и породившей два общеизвестных лозунга: "Пятилетку за четыре года!" и "Время, вперед!".

Состоялись в ходе "Гастевских выходных" и две книжные презентации. Сначала гостям была представлена "Азбука авангарда. Книга нового быта", выпущенная под авторством создателя проекта "Тогда" Ильи Старкова в качестве совместного проекта центра «Зотов» и МИРА музея. Андрей Бартенев, куратор МИРА-коллекции, участвовал напрямую в формировании собрания, откуда взят материал для книги. А потом - презентована первая книга серии Лаборатории по исследованиям советского искусства Центра Авангарда ЛИСИ_ЦА – «Меер Айзенштадт. Органика, архаика, модернизм» Надежды Плунгян и Александры Селивановой, посвященная скульптору авангарда, тоже изрядно подзабытому.

Как уточнила директор МИРА-музея Анастасия Мариловцева, в их планах - развертывание пяти площадок. Одна из которых, "Ларец", уже действует, а еще одна - московская: это контора Новосухаревского рынка, первое каменное здание, построенное Константином Мельниковым.