25.08.2024
Детская литература

Носорог-рог-рог. Гений Сальвадора Дали

Мягкое время, подвижные скалы и жизнь, у которой нет конца, – о чем рассказывают нам картины испанского гения

Фон: freepik
Фон: freepik

Текст: Татьяна Шипилова

Очень часто можно встретить удивление по поводу того, почему Сальвадор Дали считается гением, ведь он же наркоман / позер / шут / эксцентрик (нужное подчеркнуть) и больше ничего. Кто-то даже считает, что смог бы писать такие же картины, а то и лучше.

Но любой мало-мальски образованный человек понимает, что нет, не смог бы. И новая книга "Поляндрии" о творчестве всемирно известного шутника и художника доходчиво объясняет, почему. Автор текста Кьяра Лоссани посвятила свои строки Франко Мильяччо, который заразил ее любовью к Дали и современному искусству. Иллюстратор Микаэль Бардеджи посвятил свои рисунки, видимо, самому Сальвадору, "гению, фантазии", что "находятся в центре вселенной моих чувств".

Любовь к картинам Дали в этой книге сквозит из всех щелей: с каждой черточки, с каждого образа, с каждого слова и каждой мысли, что были рождены при долгом погружении в живопись испанского... живописца, графика, скульптора, режиссёра и писателя (да-да, это все про него). Метафорично, но при этом доходчиво, лирично, но и понятно объясняется в этой книге вселенная Сальвадора, который творил где-то на грани сна и яви, ухватывая подсознание за ускользающий хвост и перенося самые безумные фантазии на бумагу. Он изображал незримое, ибо, как говорил Экзюпери, "самое главное глазами не увидишь".

Кратко суть всего наследия Дали умещается в лаконичный тезис:

"Дали стремился пересоздать живопись и одно время наклеивал на холсты различные предметы, выносимые на берег волнами: верёвки, пробки, песок, перья. Ему расхотелось изображать на картинах только то, что видят глаза; отныне кистью в его руке водили грёзы и фантазии…"

А дальше степенный и мудрый оцелот Бабу, который жил у Дали и ходил вместе с ним по ресторанам, раскрывает все идеи и тайные смыслы, которые вкладывал художник в свои самые частые образы: мягкие часы, летающие кони, носороги и муравьи, вечно несущаяся курица. На холст он переносил как сладкие сны в полудреме, так и свои ночные кошмары, и после этого "боязнь улетучивалась".


"Фантазия — вот что главное, а сны и мечты дарят свободу!"


В книге описываются разные периоды жизни художника: детство, юность, бунтарство, жизнь с Галой, страх войны и атомной бомбы – все то, что нашло отражение в его картинах. В конце даже дается перечень полотен, которые вдохновили Микаэля Бардеджи на создание иллюстраций.

Эта книга заявлена как детский нон-фикшн, но посоветовать ее можно скорее уже подросткам, которые интересуются живописью и стремятся понять таких непонятных сюрреалистов. Взрослому же увлекающемуся читателю будет интересно сопоставить свои представления о картинах Сальвадора Дали с трактовками искусствоведов. Но с чем точно согласятся все, так это с тем, что "время памяти мя-а‑а‑агкое!"

Сальвадор Дали. Голубой берег

  • Кьяра Лоссани, художник Микаэль Бардеджи; пер. с итал. Екатерина Даровская
  • Поляндрия, 2024