24.09.2024
LightКлассики и современники

Пушкин-коммивояжер: как литературную классику используют в рекламе

Русские писатели и их знаменитые герои нередко становятся «жертвами» маркетологов — вспоминаем самые яркие случаи

Как литературную классику используют в рекламе| создано с помощью shedevrum.ai
Как литературную классику используют в рекламе| создано с помощью shedevrum.ai

Текст: ГодЛитературы.РФ

Создатели недавних рекламных роликов одного известного банка сообщают: «Шедевр Александра Сергеевича Пушкина — «Евгений Онегин» — стал вдохновением и основой для нашего нового ролика. Мы пофантазировали: как бы сложилась судьба Евгения и Татьяны, если бы тогда был <ВВВ>? С красивыми условиями кредитной карты <ВВВ> история героев могла бы пойти по-другому… Альтернативный сюжет легендарного романа — во всех телефонах страны».

Трагический пушкинский роман в стихах внезапно делает неожиданный кульбит и сплетается с современностью: герои напропалую пользуются предложениями банка, получают кешбэки, путешествуют, женятся и (предположительно) живут «долго и счастливо». А все потому что, прочтя письмо Татьяны, Евгений не растерялся, а отправил в ответ кредитку «с красивыми условиями». Режиссер недавней экранизации «Евгения Онегина» Сарик Андреасян выражает своё полное восхищение сотрудничеством с банком: «Это уникальный проект, который позволяет соединить искусство и коммерцию».

Тот же самый фокус финансовая организация провернула и с романом Достоевского «Преступление и наказание». Благодаря поддержке банка Родион Раскольников находит выход из своей тяжелой экономической ситуации и не совершает убийства. Больше того: встречая Сонечку Мармеладову, он предлагает ей законный брак и счастливое ипотечное будущее. Не остается в стороне от финансового благополучия и старуха-процентщица – она переводит в банк свою пенсию.

Конечно, это не первое обращение креативных рекламщиков к русской классике – зато отличный повод вспомнить, когда еще известные литературные герои (а порой и сами писатели) пытались нам что-то продать.

Классики-тренеры

В 2012 году российских классиков нарядили в спортивные костюмы. Все ради благородной цели – мотивировать людей к чтению. Пушкин, Толстой и Чехов с мультяшных постеров дают жизнеутверждающие советы: «Не сдавайся. На 500 странице откроется второе дыхание», – убеждает Лев Николаевич Толстой, автор самого длинного романа школьной программы. «Начинай с небольших текстов. Постепенно увеличивай нагрузку», – подсказывает Пушкин, знавший толк в малой прозе. Кампания, разработанная по заказу Роспечати и Союза книготорговцев, получила название «Занимайся чтением».

Классики против пиратства

В 2013 году по заказу Российского книжного союза классиков приобщили к борьбе с пиратством Создатели рекламной кампании наглядно показали, кем бы были классики русской литературы, если бы сетевые пираты орудовали на рубеже XIX –XX веков.

На принтах изображены Чехов, ставший врачом, Есенин-мясник, Достоевский-игрок и Максим Горький в костюме пекаря. Мысль понятная: именно так пришлось бы зарабатывать классикам, если бы их пиратили, и на создание великих произведений у них попросту не осталось бы времени.

Классики-единороссы

В 2011 году жителей и гостей Санкт-Петербурга от лица партии Единая Россия поздравили с днем города Пушкин, Бродский, Виктор Цой, Анна Ахматова. Плакаты с изображением российских классиков разместили на автобусных остановках. Впрочем, некоторым книгочеям такой поздравление не понравилось: по их мнению, знаменитые писатели не имеют никакого отношения к современной политике.

Яндекс и Лев Толстой

«Мы работаем на Льва Толстого» — написано на билборде рядом с офисом российского поискового гиганта. Каламбур становится понятен, когда открываешь в картах адрес компании: Москва, ул. Льва Толстого, 16.

«А он, мятежный, просит бури»

Текстовый код, знакомый каждому, прослеживается и в давней рекламе одного известного автопроизводителя — «Мятежный. Просит бури» было написано на постере, представлявшем новую модель. Цитата из стихотворения Лермонтова «Белеет парус одинокой» здесь узнается без труда.

Похожим образом известный мобильный оператор обыгрывал строки из хрестоматийного стихотворения Александра Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека», заставив их летать по городу в своем рекламном ролике.

Чайный Пушкин

В 2021 году сеть книжных магазинов «Буквоед» выпустила наборы чая «Книжная полка» — 12 миниатюрных книжечек с цитатами классиков, пакетиком чая внутри и QR-кодом на покупку книги. Первый опытный образец был сделан как раз по сказкам Пушкина. Сейчас, кроме Пушкина, есть также чай с Достоевским и Толстым. И тематические «полки»: сатирическая, о любви, для детей, о Санкт-Петербурге, Москве, о женщинах и мужчинах.

А в одном давнем рекламном ролике Пушкин и вовсе рекламировал чай собственной персоной, для верности зачитывая на фоне строки из «Евгения Онегина».