22.10.2024
Литература и театр

Всероссийский театральный фестиваль прозы в Самаре «Русская классика. Страницы прозы»: планы на будущее

Как изменился фестиваль за 10 лет, о самых ярких впечатлениях и курьезных случаях — рассказывает главный режиссер и директор самарского театра "Камерная сцена" Софья Рубина

Всероссийский театральный фестиваль прозы в Самаре 'Русская классика. Страницы прозы' / Предоставлено организаторами фестиваля
Всероссийский театральный фестиваль прозы в Самаре 'Русская классика. Страницы прозы' / Предоставлено организаторами фестиваля

Текст: Олег Дмитриев (Самара)/РГ

После проведения любого фестиваля принято говорить о планах на будущее. На вопросы ответила главный режиссер, директор самарского муниципального театра "Камерная сцена" Софья Рубина.

Софья Борисовна, как вам пришла идея создать фестиваль "Русская классика. Страницы прозы"?

Софья Рубина: Да, эта идея родилась у нас, в "Камерной сцене". Но одно дело - идея, другое - ее воплощение. Сочинить можно что угодно. Мы бы ничего не сделали без помощи Администрации города, департамента культуры. Они эту идею оценили и поддержали без всяких бюрократических проволочек, стали учредителями фестиваля. Ведь это дело затратное. Нужно пригласить театральные коллективы из разных городов, поселить их в гостиницы, пригласить ведущих театральных критиков Москвы, изготовить достойные призы, чтобы победителям номинаций было приятно привезти из Самары не какую-то поделку из пластмассы, а произведение искусства из бронзы, выполненное известным самарским скульптором.

А вообще-то идея фестиваля появилась у меня в 1999 году, после того как я посмотрела гениальный спектакль Камы Гинкаса "Черный монах". С тех пор я заболела прозой.

Вы провели уже пятый фестиваль, то есть фестивалю 10 лет. За это время он изменился?

Софья Рубина: Конечно, и это увидели зрители. У фестиваля теперь другие масштабы. Увеличилось число участников, не только коллективы из других городов, но и все самарские театры теперь в конкурсе. Увеличился состав жюри. В рамках национального проекта "Культура" нам были выделены средства на приобретение световой и звуковой аппаратуры, мы полностью обновили оборудование. Теперь иногородним коллективам не нужно ничего везти с собой, все у нас есть в Самаре.

Раньше спектакли "Камерной сцены" вы показывали вне конкурса, а теперь вы в конкурсе.

Софья Рубина: Был такой курьезный случай. Много лет тому назад (об этом можно теперь говорить, поскольку этих людей уже нет) один небольшой московский театр, находившийся в отдаленном районе столицы, пригласил нас на свой фестиваль. Мы показали спектакль, посмотрели работы коллег из других городов и произведение хозяев фестиваля. Их спектакль был удручающе архаичным и даже за пределами хорошего вкуса. Но в результате он получил Гран-при. Члены жюри отводили глаза, остальные участники фестиваля пожимали плечами. С тех пор я решила: если "Камерная сцена" когда-нибудь будет организовывать фестиваль, свой спектакль будет показывать вне конкурса, чтобы не ставить жюри в трудное положение.

Но в этом году наши учредители сказали, чтобы мы не деликатничали, а принимали участие наравне со всеми.

Каковы ваши самые яркие впечатления от прошедших фестивалей?

Софья Рубина: Самая незабываемая история связана, конечно, с приездом в 2018 году Московского ТЮЗа со спектаклем Камы Гинкаса "По дороге в..." (Русские сны по Ф. Достоевскому). Кама Миронович - мой мастер, у него я училась. Конечно, мы пригласили спектакль вне конкурса, как гостя фестиваля. С кем Каме Гинкасу соревноваться? Я была уверена, что театр не приедет, но неожиданно Кама Миронович сказал: "Ты же знаешь, что спектакль камерной формы, идет в белом флигеле, в белой комнате. Приеду, если сделаешь точно такую же комнату, с такой же развеской световой аппаратуры".

Выполнить это требование было почти нереально, меня все отговаривали от этой безумной затеи. Где взять точно такую же комнату? Но мне очень хотелось принять своего учителя. Мы сделали следующее: освободили склад декораций ( он по размерам подходил ), прорубили еще одну дверь, как в МТЮЗе, все покрасили в белый цвет, арендовали световую аппаратуру. Звоню Каме Мироновичу. Он так удивился! И был вынужден приехать.

Но на этом наши приключения не закончились. В Москве на спектакле во флигеле 48 мест, и у нас было 48. А попасть на спектакль собралась вся Самара. В кои-то веки великий режиссер, последний из могикан, привозит спектакль! Что делать? Как разместить всех желающих?

Приехали телевизионные операторы снимать, просят Каму Мироновича дать интервью, а он не хочет. Не любит! Он может себе позволить что-либо хотеть или не хотеть. Журналисты установили камеры в нашей белой комнате, чтобы начать снимать открытие фестиваля. Гинкас велел всех удалить. Действительно, сценическая площадка очень маленькая, камеры поставят рядом с Игорем Гординым, он что, будет между камерами ходить?

В итоге на меня обиделись все: те, кто не попал на спектакль (а никто не попал! ), и журналисты телевидения несколько лет отказывались приезжать к нам в "Камерную сцену", помня ту обиду Но зато какое событие! Очень приятно было видеть нашего бронзового Арлекина в руках Игоря Гордина.

Что вы планируете в 2026 году?

Софья Рубина: Хочешь насмешить Творца, поделись с ним своими планами. В театральной жизни все очень быстро меняется. В эти десять лет к нам дважды приезжал московский театр "АпАРТе", а теперь театра уже нет, его соединили с другим коллективом, о чем грустно поведали наши коллеги, когда мы хотели в этом году их снова пригласить.

Нынешний фестиваль был посвящен юбилею Александра Сергеевича Пушкина, три спектакля по его произведениям были показаны. В 2026 году исполняется 200 лет со дня рождения Салтыкова-Щедрина. Но вообще делать фестиваль прозы, да еще тематический, трудно. Прозу ставят далеко не во всех театрах. Ведь нужно еще написать талантливую инсценировку. Это большой литературный труд. На следующем фестивале обязательно введем номинацию: "За лучшую инсценировку".

До VI фестиваля еще два года, а заявки уже поступают. Главное - чтобы зрителям он был интересен!