11.11.2024
Интервью

Нина Новикова: «Наш журнал доставляют на вертолёте даже к детям оленеводов в тундру»

Главный редактор детского журнала «Радуга» (Сыктывкар) Нина Новикова о мальчике с крыльями КнигаЖене, запечённой в костре печенче и о том, почему не смогла сдержать слёз на сцене

Детский журнал «Радуга», выходящий в Сыктывкаре, победил во  всероссийском конкурсе детских СМИ «Волшебное слово» в 2024 году. Главный редактор журнала' Радуга' Нина Новикова / Фото Андрея Фетисова
Детский журнал «Радуга», выходящий в Сыктывкаре, победил во всероссийском конкурсе детских СМИ «Волшебное слово» в 2024 году. Главный редактор журнала' Радуга' Нина Новикова / Фото Андрея Фетисова

Интервью: Елена Константинова

2024 год принёс Нине Новиковой, главному редактору детского журнала «Радуга», который выходит в Сыктывкаре, несколько профессиональных побед: в ХIII конкурсе региональных журналистов и блогеров «Вместе в цифровое будущее» и всероссийском конкурсе детских СМИ «Волшебное слово».

Нина, «Радуга» пять лет подряд побеждает в конкурсе «Волшебное слово» в рамках одноимённого фестиваля детских СМИ на ММКЯ. На этот раз — в номинации «Лучшее тематическое издание». Конкретно — за два номера, посвящённых сельскому хозяйству и финансам. Наверное, у вас сильные покровители в жюри — иначе чем объяснить постоянный успех?

Нина Новикова: А как же! Члены жюри — известные писатели, художники, режиссёры, руководители медиахолдингов, профильных министерств — и есть главные покровители всех детских СМИ России. Именно они ежегодно определяют лучших в нашей отрасли.

В 2019 году, сменив, по сути, только недавно формат — с 1998 до июля 2017-го журнал выходил как газета с тем же названием, мы ехали на «Волшебное слово» за опытом, новыми знакомствами. Каково же было наше удивление, когда «Радугу» объявили победителем в основной номинации «Лучшее издание для младших школьников в России».

Я и сама не уверена, знаю ли секрет успеха журнала. Наша маленькая редакция старается сделать очередной новый номер лучше, интереснее и оригинальнее, чем предыдущий. Ищем новых авторов и иллюстраторов, открыты к экспериментам и не боимся пробовать. Главреды из других детских СМИ в шутку называют наш журнал чудаковатым, поскольку у него свой смелый стиль, стремление показать не просто милую картинку, а характер персонажей.

Тема одного из номеров-победителей «Радуги» вызывает вопрос: не опережаете ли вы время, вводя детей — ведь именно им адресован журнал — в круг финансовых проблем?

Нина Новикова: Ничуть. В августе этого года в партнёрстве с региональным Минфином мы подготовили и выпуск про семейный бюджет. Это уже наш четвёртый проект в области финансовой грамотности. О сложной теме говорим на языке комиксов, сказок, викторин, настольных игр... Интересно, что именно такие номера пользуются наибольшим спросом. Тираж 1000 экземпляров вырастает в два раза. Чем объяснить?

В школах и детских садах ввели уроки финансовой грамотности, подходящих же методических материалов нет. И «Радуга» становится хорошим подспорьем педагогам и воспитателям.

Возможно, сами дети небезразличны к теме, связанной с деньгами. В нашем журнале они могут узнать о том, как ещё в школе открыть своё дело, запатентовать изобретение, а также найти QR-коды на полезные сайты.

Считается, что современные родители готовы обсуждать с детьми темы, которые их мамы и папы избегали. Вспомнить хотя бы отговорки наподобие «не в деньгах счастье» или «столько честным трудом не заработать», которые мы порой слышали от них в детстве. Здесь же подскажут подходящие слова и форматы для совместного изучения финансовой грамотности. Время изменилось. Пора менять настройки.

Запуская семь лет назад ежемесячный журнал, вы уже тогда решили, что он будет тематическим?

Нина Новикова: Да, мы не хотели привязываться к календарю, выпуская летние, зимние или осенние номера. Это скучно. Тематические номера позволяют журналу всегда оставаться свежим.

Педагоги используют материалы из «Радуги» при подготовке к урокам не только по финансовой грамотности. Скажем, в программе начальных классов — тема «Хлеб всему голова», а у нас об этом — целый номер, там же настольная игра для закрепления информации. Это удобно. А школьники по журнальным публикациям обычно готовят проекты к занятиям. Однажды мы мониторили комментарии к «Радуге» на известном маркетплейсе. Чья-то мама пишет: «Если я закажу этот выпуск, он успеет прийти к такому-то числу? Сыну нужно подготовить домашнее задание». Читать такое приятно.

При определении темы очередного номера срабатывает интуиция редколлегии или включаются иные механизмы? Вот, скажем, свежий осенний номер «Радуги» весь заполнен картошкой…

Нина Новикова: Часто тема возникает случайно. Натолкнуть на неё может что угодно: встреча с читателями, просьба от библиотекарей, прочитанная книжка или уличная реклама. Иногда мы целенаправленно изучаем программу начальных классов, проводим опросы в наших социальных сетях и общаемся с методистами.

Сентябрьский номер про картошку родился за чашкой чая. Коллеги из Минсельхоза Республики Коми предложили сделать совместный выпуск. Но никто ведь читать не будет про сельское хозяйство в целом. Стали перебирать возможные варианты: что же понятно буквально каждому? что вызывает положительные эмоции и воспоминания? И пришли… к картошке, запечённой в костре — печенче (национальное блюдо у коми), семейному торжеству по случаю сбора урожая... В итоге тёплый и немного смешной Гоша-картошка поведал читателям о чудо-клубне, его полезных свойствах и многом другом.

Случались ли проколы, когда почти весь тираж оседал на полке?

Нина Новикова: Нет, такого не случалось. Бывает, тот или иной номер долго ждет своего часа. Скажем, выпуск про архитектуру Сыктывкара, который тщательно готовили, подняв архивные материалы и подключив профессиональных фотографов, настоящих архитекторов (они же консультировали художников), оказался несколько сложным для детского восприятия. Тогда по его материалам мы провели встречи в средних классах школы. А остатки тиража привозили на книжные выставки в другие регионы, где их охотно покупали для знакомства со столицей Коми.

Вам не пришлось начинать издание «Радуги» с нуля. Значит, остались те же авторы — писатели и художники, всякие необходимые контакты и связи, да и читатели тоже…

Нина Новикова: И всё-таки — с нуля. Тираж газеты на тот момент составлял около 300 экземпляров, а бòльшую часть информации извлекали из интернета. Но главной проблемой, как мне кажется, была целевая аудитория — 14-летние подростки, которые к тому моменту почти поголовно сидели в социальных сетях и именно там читали новости. Когда я и моя команда пришли в «Радугу», в Республике Коми не существовало издания для самых маленьких на русском языке и, соответственно, — писателей и иллюстраторов для них.

Стали формировать коллектив внештатников. Первой откликнулась художница Лера Бруниес. У неё отсутствовал опыт работы в детском издании, но был талант. Именно она придумала логотип обновлённой «Радуги» и сквозной персонаж КнигаЖень.

Изначально КнигаЖень был мухой, у которой постепенно отрасли ноги, руки... Со временем он превратился в понятного взрослым и детям мальчика с радужными крыльями, волшебника. Он чуть-чуть старше нашей целевой аудитории — ему 13. Но дети же всегда хотят дружить с теми, кто повзрослее. Благодаря своим радужным крыльям юный волшебник умеет перемещаться во времени и пространстве, а также по страницам книг. Обо всём, что узнаёт, рассказывает читателю.

Усечённое имя КнигаЖень – не режет слух?

Нина Новикова: В деревнях коми нередко можно встретить местных жителей с именами ПочтаЛюба или КиноВась. Увлечение или профессия человека срослись с его именем. Наш любознательный мальчик Женя очень любил читать, вот его и прозвали КнигаЖень.

Когда мы начинали проектировать журнал, то о том, как лучше дети воспринимают информацию, советовались в том числе с психологами. По их мнению, детям легче получать информацию из уст персонажа. Всем известен Мурзилка и другие главные герои детских журналов: ПониМашка, Сибирячка… А у детского коми журнала «Би кинь» («Искорка») есть Бикинёчка.

А вот с поиском литераторов тогда возникли проблемы. Поначалу обращались к тем, кто работал для взрослой аудитории, предлагали сюжеты, долго ждали результат… К счастью, выход нашёлся. Заместитель председателя регионального Союза писателей России Елена Афанасьева на тот момент курировала молодых писателей, среди которых — Алёна Старцева, Любовь Ануфриева, Алёна Шомысова, Анастасия Сукгоева. Они и стали писать прозу для «Радуги» и по-прежнему с ней сотрудничают. Стихи для журнала взялась подбирать и мастерски это делает до сих пор писательница Елена Габова.

Сегодня в «Радугу» — а это 36 цветных страниц формата А4 — отправляют свои стихи и рассказы поэты и прозаики со всей России и ближнего зарубежья. Сформировался сильный состав иллюстраторов, перенявших стиль и дух нашего журнала.

Чем заинтересовываете своих авторов, кто и откуда среди постоянных?

Нина Новикова: Вопрос мотивации авторов для меня, как для главного редактора, весьма актуален. Гонорарный фонд небольшой, но есть. И всё же, думаю, для творческих людей в большей степени имеют значение нематериальные вещи. Всегда стараемся вовлечь писателей и художников в сотворчество, дать возможность реализовать себя, быть сопричастным. Внимательно выслушиваем их советы, мнение, идеи. Периодически проводим «чаёрки» с обсуждением планов. Так создаём команду. О каждом авторе пишем в анонсах в социальных сетях и на сайте «Радуги». Высылаем авторские экземпляры. А в конце года придумаем, опять же для каждого, специальную номинацию.

Содержание «Радуги», в общем, стандартное для детского периодического издания: стихи, сказки, научно-познавательные рассказы, красочные иллюстрации, раскраски, комиксы… Остановимся на отличиях. Например, ваш журнал целенаправленно печатает материалы о цифровой безопасности детей. А очерк о правилах поведения в цифровом мире «Как стать киберводителем», который опубликовали на его страницах в минувшем апреле, принёс вам победу в ХIII Конкурсе региональных журналистов и блогеров «Вместе в цифровое будущее» — в спецноминации «Киберриски в цифровой среде» от Альянса по защите детей в цифровой среде.

Нина Новикова: Такие темы продиктованы самой жизнью. В очерке «Как стать киберводителем» много личных историй. Имена, характер и профессии героев имеют реальные прототипы. Так, главный персонаж, мальчик Митя, копил, как и моя дочка, на мобильный телефон. Единственный, кто вымышлен, — профессор Сим, который знакомит Митю с правилами поведения в цифровом мире.

Получив приглашение от устроителей конкурса в Москву, я невероятно обрадовалась. А вот в новость о победе на федеральном уровне мне не верилось до самой поездки на Байконур (это главный приз). Помню, как у меня от шока стали деревянными руки и ноги, на сцене я просто не смогла сдержать слёз.

«Кузь бöжа, сьöд юра, еджыд морöса. — С длинным хвостом, с чёрной головой, с белой грудью. (Кашта — Сорока)»; «Китöм и коктöм, а öдзöс восьтö. — Без рук, без ног, а дверь открывает. (Тöв — Ветер)»; «Ю вомöн шатин кучкöма. — Красное коромысло через реку повисло. (Öшкамöшка — Радуга)». Эти коми народные загадки представлены билингвально — на коми и русском языках. Таким образом, вы не просто развиваете логическое мышление ребенка, но и предлагаете ему изучать язык коренного населения?

Нина Новикова: Изучение родного языка мы считаем очень важным. Но, как правило, в школах учебники типовые, они не предполагают такое количество интерактивных заданий, как наш журнал. Материалы для «Школы “Радуги”» готовят писатели с педагогическим образованием. Многие из них работали либо в школе, либо в библиотеке. Поэтому мы решили собрать все наши наработки и издать отдельный сборник упражнений по самостоятельному изучению коми языка «Варов Варук» («Говорливая Варя»). Идею поддержали коллеги из региональных Миннаца и Минобра.

В каждом номере «Радуги» мы пишем об истории и культуре Коми: известных людях, произведениях искусства, традициях, промышленности и полезных ископаемых и даже о кладах, найденных на её территории. Переходить полностью на коми не планируем. В Сыктывкаре издаётся, о чём уже говорила, журнал «Би кинь», читатели которого хорошо знают национальный язык.

А зачем в «Радуге» рубрика «Разговор со взрослым»?

Нина Новикова: В какой-то момент мы поняли, что сложные темы невозможно обсуждать только с детьми. Они всё равно будут брать пример со взрослых. Так появилась рубрика, где психологи дают советы и родителям, и их детям. К примеру, в выпуске про финансовую грамотность специалисты предложили пройти тест и определить своё отношение к деньгам, а потом — обратить внимание на своих детей, не проявляется ли такое же отношение и у них.

«Радуга» бесплатно предлагает родителям поздравить своего ребёнка с днём рождения на первом развороте журнала, причём с его фотографией. Это своего рода самореклама издания. Но встречается немало открытой рекламы. Так, текст в рубрике о животных «Мир вокруг», которую ведёт черепаха Борис, обычно замыкает реклама сети зоомагазинов. Без этого никак? Учредитель, администрация главы Республики Коми, вам не в помощь?

Нина Новикова: Когда-то мы приняли решение повлиять на жестокое безответственное отношение детей и взрослых к домашним питомцам. К дверям этой сети зоомагазинов — спонсора рубрики «Мир вокруг», в которой рассказываем о том, как выбрать пушистого друга, правильно за ним ухаживать, культуре выгула и т. д., — регулярно подбрасывали кроликов, хомяков, черепах (от настоящего имени одной из них там и ведётся разговор).

Не уверена, что сработал только лишь наш план, но подобных случаев в городе действительно стало меньше. А ещё мы помогаем приютам в различных акциях, пишем о деятельности благотворительных организаций. И, несмотря на слово «реклама» на полосе, не могу назвать её таковой в чистом виде.

Модулей с откровенными призывами что-то приобрести у нас нет. Как и организаций, деятельность которых не перекликается с идеями журнала.

Бывает, что рекламодатели становятся партнёрами специальных выпусков, выступают экспертами или спонсорами конкурсов. Это всегда специальные проекты, и нам за них не стыдно.

Конечно, журнал не выжил бы без поддержки государства. В начале года заключаем соглашение с региональным Минцифры на публикацию социально-значимых тем. И стараемся отрабатывать эти темы качественно и интересно.

Как «Радуга» распространяется? Не испугает ли семейный бюджет её стоимость?

Нина Новикова: В редакции журнал можно приобрести за 80 рублей. Это и есть его отпускная цена. Аналогичные издания наших коллег из других регионов стоят в два-три раза дороже. Сегодня «Радуга» распространяется через «Почту России», маркетплейсы, поступает в розничную продажу. Наш журнал доставляют на вертолёте даже к детям оленеводов в тундру, чем гордимся.

Из-за того, что в Коми недостаточно точек продаж печатной продукции, стараемся договариваться с владельцами продуктовых магазинов, фермерских киосков, косметических салонов и т. д. Главная цель — чтобы читателей «Радуги» становилось больше. Иначе для чего все наши старания?