Текст: Виктория Васенкова, главный специалист РГАЛИ
Странное это было существо, словно с другой планеты… Цель её мистификаций — отвлечь от себя внимание. Под разными личинами она скрывает, прячет своё настоящее лицо, чтобы никто не догадался, не узнал, кто она, чего она хочет. В.А. Злобин
Зинаида Николаевна Гиппиус родилась в городе Белёве Тульской губернии. Отец её происходил из дворянской семьи обрусевших немцев фон Гиппиус (по другой версии — шведов), переселившихся в Москву из Мекленбурга ещё в 1515 году. Мать — родом из Сибири. Юная поэтесса очень рано начала свою творческую деятельность: стихи стала писать в 11 лет, и даже её переписку того времени можно считать литературной.
С самой юности Гиппиус тяготилась своей женской природой: «…мне с женщинами было неинтересно. Просто не интересовало то, что они думают и говорят, и как думают и говорят. Не интересно и то, что им интересно». Осознавала она и главенствующий в ту пору приоритет мужской позиции в достижении творческого признания, а потому проводила эксперименты с мужским костюмом, аксессуарами и стилем поведения, неустанно добиваясь получения права на высказывание собственных независимых суждений.
В 18 лет, в Тифлисе, юная Гиппиус познакомилась с крайне необычным молодым человеком, Дмитрием Мережковским. Про него ходили легенды: говорили, что он йог, не ест мяса, всё время молчит и владеет тайными духовными практиками. Яркая и красивая поэтесса, и сама окружённая флёром таинственности, сразу увлеклась странным юношей, и вскоре они поженились. Церемония не была пышной: она — в скучном сером костюме, он — в шинели, обвенчались, пошли домой и сели читать. И с этого момента не расставались ни на день — и так 52 года. Их отношения на протяжении всей жизни были трепетно-платоническими, и много позже, в день похорон мужа, Зинаида Николаевна скажет: «Я умерла, осталось умереть только телу».
Этому удивительному и в чём-то даже мистическому союзу суждено было оставить яркий след в литературной жизни России. Квартира Мережковских в Петербурге-Петрограде в доме Мурузи (на углу Литейного проспекта и Пантелеймоновской улицы) была центром притяжения буквально всех писателей, поэтов, критиков, издателей «Серебряного века». «Здесь воистину творили культуру. Все здесь когда-то учились», — писал Андрей Белый о салоне Зинаиды Николаевны.
Своими первыми публикациями были обязаны ей Блок и Мандельштам, она написала первую рецензию на стихи еще неизвестного тогда поэта Есенина, помогала Тэффи с организацией благотворительных вечеров. Гиппиус стала главной декадентской иконой Петербурга. Не прекращала она и эпатировать публику: чего только стоит её обожаемое ожерелье, состоящее из обручальных колец, присланных поклонниками вместе с предложениями руки и сердца, которое поэтесса носила на груди, как трофей.
Октябрьская революция не оправдала надежд ни Зинаиды Гиппиус, ни её мужа, поэтому в 1920 году пара эмигрировала в Париж. Быт стал скромнее, но и там Мережковские не оставили насыщенной литературной жизни, и в 1926 году ими было организовано литературно-философское общество «Зелёная лампа», объединявшее русскую эмиграцию первой волны. Их квартира снова стала местом встреч, а вокруг «Лампы» вращалась вся эмигрантская культурная жизнь.
Безусловно Зинаида Николаевна была неоднозначной личностью. Её обожали и ненавидели, а иногда эти чувства шли рука об руку. Даже Иван Бунин, писавший в «Окаянных днях»: «Дочитал Гиппиус. Необыкновенно противная душонка, ни одного живого слова, мертво вбиты в тупые вирши разные выдумки. Поэтической натуры в ней ни на йоту», после смерти поэтессы рыдал и ни на минуту не отходил от гроба. И, пожалуй, лучше всего объяснить феномен этой невероятной женщины смог Александр Блок, оставив лаконичную запись в одном из своих дневников: «Единственность Зинаиды Гиппиус».
* * *
Фонд Зинаиды Гиппиус (№ 154) содержит 26 единиц хранения за 1895-1941 гг. В основном он состоит из материалов, переданных в ЦГАЛИ (ныне РГАЛИ) в 1945 г. Литературным музеем, получившим их от Русского заграничного архива в Праге. В дальнейшем фонд пополнялся материалами, поступившими от А. Бурцевой (1948 г.), Б. Сосинского (1962 г.), из Книжной лавки писателей (1952 г.) и через «Комитет возвращения на родину» (1963 г.).
Здесь хранятся стихотворения Зинаиды Николаевны, относящиеся в основном к 1890-м гг.; пьеса «Зелёное кольцо», имевшая в 1916 г. большой успех; повесть «Чужая любовь», написанная в Париже на материале эмигрантского быта.
Значительный интерес представляют дневники поэтессы. «Петербургский дневник» за 1914-1919 гг. представлен в машинописной копии. Дневник (автограф), начатый в апреле 1940 г., кончается знаменательной датой — 22 июня 1941 г.
В смежных фондах, например, в фонде А. Белого (№ 53), А.А. Блока (№ 55), В.Я. Брюсова (№ 56) и других, встречаются письма, телеграммы и автографы Гиппиус.
- Список иллюстраций:
- 1. Фотография З.Н. Гиппиус на открытке. [1890-1899гг.] РГАЛИ. Ф. 154. Оп. 1.
- 2. З.Н. Гиппиус. «Огонь над золою…». Стихотворение. [1890-е гг.] РГАЛИ. Ф.154. Оп. 1. Автограф
- 3. З.Н. Гиппиус. «Христу». Стихотворение. [1890-е гг.] РГАЛИ. Ф. 154. Оп. 1. Автограф
- 4. З.Н. Гиппиус. «Hommage» («Дань уважения»). Стихотворение. На полях комментарий П.П. Перцова. [1890-е гг.] РГАЛИ. Ф. 154. Оп. 1. Автограф
- 5. З.Н. Гиппиус. Страница из дневника. 1 августа 1914 г. РГАЛИ. Ф. 154. Оп. 1. Машинописная копия
- 6. Письмо к З.Н. Гиппиус от Ф.К. Сологуба (Тетерникова) на открытке. 4 октября 1911 г. РГАЛИ. Ф. 154. Оп. 1. Автограф
- 7. Визитная карточка З.Н. Гиппиус, приложенная к письму к А.Н. Горнфельду. 28 июня 1909 г. РГАЛИ. Ф. 155. Оп. 1.