21.11.2024
РГАЛИ

РГАЛИ. К 180-летию со дня смерти Ивана Андреевича Крылова

"Крылов неизгладимо врезал имя свое на скрижалях Русского языка. Русский ум олицетворился в Крылове и выражается в творениях его..." — через 11 лет после кончины писателя в Летнем саду был открыт памятник баснописцу

Памятник И.А. Крылову в Летнем саду в Санкт-Петербурге. Фотография на открытке [Ок. 1905 г.] РГАЛИ
Памятник И.А. Крылову в Летнем саду в Санкт-Петербурге. Фотография на открытке [Ок. 1905 г.] РГАЛИ
К 180-летию со дня смерти Ивана Андреевича Крылова (2/13 февраля 1769, по др. сведениям 1766/1768, Москва – 9/21 ноября 1844, Санкт-Петербург)

Текст: Лидия Бодрова, начальник отдела РГАЛИ

В извещении о смерти И.А. Крылова было написано: «9-го сего ноября, в исходе осьмого утром, скончался Иван Андреевич Крылов. По неимению у И.А. родственников, душеприказчик его имеет честь покорнейше Вас просить: почтить погребение его тела, 13-го ноября, в понедельник, Вашим присутствием».

Вместе с извещением многие петербургские литераторы получили экземпляр последнего самого полного прижизненного издания басен Крылова, над которым он трудился в последние годы. Это издание в 9-ти книгах содержало 197 басен. Оно уже было отпечатано в 1843 году, но по желанию автора находилось на складе типографии военно-учебных заведений.

Душеприказчик Крылова − генерал-майор граф Яков Иванович Ростовцев, служивший в то время в должности начальника Штаба управления военно-учебными заведениями, исполнил последнюю волю друга, и в книги был вклеен напечатанный в срочном порядке утром новый титульный лист с надписью, зафиксировавшей и время кончины: «Приношение. На память об Иване Андреевиче. По его желанию. Басни И.А. Крылова. Санкт-Петербург. 1844. 9 ноября 3/4 8-го, утром».

За шесть лет до этого печального события в 1838 году в Петербурге прошли чествования 70-летия со дня рождения Крылова и 50-летия его литературной деятельности. 2 февраля в зале Благородного собрания состоялся торжественный обед, на котором Г. Петровым были исполнены (пропеты) положенные на музыку М.Ю. Виельгорским стихи П.А. Вяземского, посвященные юбиляру:

  • …Где нужно, он навесть умеет
  • Свое волшебное стекло,
  • И в зеркале его яснеет
  • Суровой истины чело.
  • Весь мир в руках у чародея,
  • Все твари дань ему несут:
  • По дудке нашего Орфея
  • Все звери пляшут и поют.
  • Длись судьбами всеблагими
  • Нить любезных нам годов!
  • Здравствуй с детками своими,
  • Здравствуй дедушка Крылов!

Во время обеда звучала музыка Глинки, Моцарта, Бетховена, Мендельсона, был исполнен Хор из оперы «Илья Муромец» (слова И.А. Крылова, музыка К. Кавоса), во время первого тоста «За здравие Государя Императора и всей Его Августейшей Фамилии!» прозвучало «Боже Царя храни». В честь юбиляра и присутствующих произнесли тосты министр народного просвещения С.С. Уваров, В.А. Жуковский, В.Ф. Одоевский, а среди блюд подавались «Демьянова уха» и «Крыловская кулебяка». Как писал в 1845 году В.Г. Белинский в большой статье, посвященной памяти литератора: «…Крылов получил истинную, небывалую до тех пор награду за свои литературные заслуги… Петербургскими литераторами, с высочайшего соизволения, дан был Крылову обед, в котором участвовали многие сановники и знаменитые лица. При этом случае Крылову был пожалован орден Станислава 2-й степени. По случаю юбилея была выбита медаль с изображением Крылова».

Далее Белинский, рассуждая о народности его творчества и месте в истории отечественной словесности, изложил основные вехи жизни писателя: «Крылов родился 2 февраля 1768 года, следовательно, почти через три года после смерти Ломоносова, за шесть лет до смерти Сумарокова … Сын бедного чиновника, Крылов не мог получить блестящего воспитания, но, благодаря своей счастливой натуре, он не остался без образования… в нем рано проснулась страсть к литературе, которая никогда не пылала в нем, но всегда горела тихим и ровным пламенем. Пятнадцати лет от роду он был уже сочинителем, бедный канцелярист в одном из присутственных мест Твери написал либретто комической оперы “Кофейница” (Крылов любил музыку). Опера эта никогда не была в печати, и беспечный автор даже затерял и рукопись своего первого произведения. Семнадцати лет от роду Крылов переехал на службу в Петербург в 1785 году, и с этого времени начинается его литературная карьера. Он знал по-французски, но настоящими учителями его были тогдашние русские писатели». В статье критик привел имена литераторов, находившихся в то время в зените славы и известности – Г.Р. Державин, М.М. Херасков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин, Е.И. Костров, А.И. Клушин и «дружины молодых талантов» зарождавшейся новой эпохи русской литературы – В.В. Капнист, И.М. Долгорукий, Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев. «В этот-то переходный момент нашей литературы начал семнадцатилетний Крылов свое поприще… он думал быть драматургом. Он написал трагедию “Клеопатра” и, как по замечаниям знаменитого Дмитревского, признал ее неудачною, написал другую – “Филомела”. Обе они не попали ни на театр, ни в печать».

В конце 1780-х годов Крылов написал еще несколько пьес, часть из которых увидела сцену: комедии «Сочинитель в прихожей» (1786), «Проказники» (1787/1788), комические оперы «Бешеная семья» (1786) и «Американцы» (1788), перевел с французского языка оперу «Инфанта Заморы» (1786, не сохранилась).

В 1789–1790 годах Крылов издавал первый собственный ежемесячный сатирический журнал «Почта духов» («Почта духов, ежемесячное издание, или Ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами»), который печатался в типографии И.Г. Рахманинова в Петербурге. Всего в журнале Крылов опубликовал 48 писем, под видом переписки якобы приехавшего в Россию арабского волшебника и философа Маликульмулька с «духами» Зора, Буристоном, Асторотом, Вестодавом, Дальновидом и другими он печатал злободневные фельетоны, анекдоты, новеллы, стихи, рассказы и философские статьи.

В 1791 году Крылов вместе с И.А. Дмитревским, А.И. Клушиным, П.А. Плавильщиковым основал книгоиздательскую компанию «Крылов с товарищи», которая издавала журналы «Зритель» (1792), «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793), где печатались его сатирические статьи, рецензии, стихи, повести «Ночи» и «Каиб» (1792). Помимо этого в типографии в 1792–1796 годах была напечатана еще 21 книга, печатались афиши и билеты для императорских театров, и с 1792 по 1827 год она получила право именоваться театральной.

Поиски жанра, в котором бы Крылов смог наиболее ярко проявить свое литературное дарование, заняли у него довольно длительное время. М.Е. Лобанов передавал позднее рассказ самого писателя: «…первым его опытом в стихах была басня, переведенная им на четырнадцатом году из Лафонтена, которую знатоки того времени… хвалили; но время истребило ее». В 1788 году в журнале «Утренние часы» были опубликованы его басни «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Павлин и соловей». В следующем году в том же издании появилась ода «Утро». Несколько стихотворений Крылова было напечатано в 1793 году в журнале «Санкт-Петербургский Меркурий», а в 1794 году еще два стихотворения в альманахе «Аониды».

К середине 1790-х годов он обрел литературную известность, но затем, выйдя в отставку и живя то в столицах, то в провинции, перестал почти на десятилетие заниматься творчеством. Следуя за Белинским: «Не будем распространяться в подробностях о частной жизни Крылова».

Около 1800 года им была написана пьеса для любительского спектакля в имении князя С.Ф. Голицына «Подщипа, или Триумф», запрещенная цензурой к публикации в 1807 году и разошедшаяся в первой четверти XIX века в многочисленных рукописных списках. В Петербурге в начале века были поставлены на сцене несколько пьес Крылова: в 1802 году одноактная комедия «Пирог», в 1806 году комедия «Модная лавка» и сказочная комическая опера «Илья богатырь», в 1807 году комедия «Урок дочкам».

В январском и февральском номерах за 1806 год журнала «Московский зритель» были напечатаны переводы Крылова из Ж. Лафонтена басен «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых».

Обосновавшись в Петербурге, Крылов в 1808–1810 годах служил под началом А.Н. Оленина в Монетном департаменте. В январе 1812 года после назначения Оленина директором Публичной библиотеки писатель перешел туда же на должность помощника библиотекаря (с 1816 года библиотекарь). Во время Отечественной войны 1812 года Крылов опубликовал несколько басен в журнале «Сын Отечества», среди них была и ставшая хрестоматийной басня «Волк на псарне». Современники отмечали, что практически все его басни были написаны по конкретным поводам.

В 1809 году был издан первый сборник «Басни Ивана Крылова». В дальнейшем сборники басен появлялись довольно регулярно: в 1815, 1816, 1819, 1825 годах. В 1830 и 1840 годах А.Ф. Смирдиным было выпущено несколько изданий «Басен в восьми книгах» общим тиражом 40 тысяч экземпляров. Все это способствовало укреплению всенародной известности Крылова.

Белинский отмечал в статье: «Личность Крылова вся отразилась в его баснях, которые могут служить образцом русского себе на уме… Человек, живой по натуре, умный, хорошо умевший понять и оценить всякие отношения, всякое положение, знавший людей, – Крылов, тем не менее, искренно был беспечен, ленив и спокоен до равнодушия. Он все допускал, всему позволял быть, как оно есть, но сам ни подо что не подделывался и в образе жизни своей был оригинален до странности…» Завершалась статья критика следующими словами: «Кому не грустна мысль о том, что уже нет его? – Но эта грусть светла, в ней нет страдания: дедушка Крылов заплатил последнюю и неизбежную дань природе; он умер, вполне свершив свое призвание, вполне насладившись заслуженною славою…»

Практически сразу после похорон друзья стали хлопотать об увековечении памяти писателя в бронзе. В информационном листке «О памятнике Крылову», появившемся в 1845 году и подписанном, по-видимому, членами созданного специального Комитета – Президентом Академии наук С.С. Уваровым, почетным членом Академии наук, графом Д.Н. Блудовым, вице-президентом Академии наук, князем М.А. Дондуковым-Корсаковым, действительным членом Академии наук, князем П.А. Вяземским, ректором Санкт-Петербургского университета П.А. Плетневым, душеприказчиком И.А. Крылова Я.И. Ростовцевым сообщалось: «По всеподданнейшему докладу Г. Министра народного просвещения, Государь император благоволил изъявить Всемилостивейшее согласие на сооружение памятника Ивану Андреевичу Крылову и на повсеместное по Империи открытие подписки для собрания суммы, потребной на исполнение сего предприятия. Вслед за тем, с Высочайшего разрешения, учрежден Комитет для открытия подписки и всех распоряжений по этому делу».

Имя Крылова в извещении ставилось в один ряд с именами выдающихся соотечественников Ломоносова, Державина и Карамзина, удостоенных памяти народной и славы: «Подобно трем поименованным писателям, и Крылов неизгладимо врезал имя свое на скрижалях Русского языка. Русский ум олицетворился в Крылове и выражается в творениях его. Басни его − живой и верный отголосок Русского ума с его сметливостью, наблюдательностью, простосердечным лукавством, с его игривостью и глубокомыслием − не отвлеченным, не умозрительным, а практическим и житейским. Стихи его отразились родным впечатлением в уме читателей его… Грамотная, печатная память его не умрет:… она будет жить в несчетных изданиях, которые в течение времени передадут славу его дальнейшему потомству, пока останется хотя одно Русское сердце…»

Далее речь шла о том, что Комитет будет принимать любые пожертвования, независимо от их размера, и излагались требования к памятнику: «Памятник Крылова воздвигнут будет в Петербурге. И где же быть ему, как не здесь? Не здесь родился поэт, но здесь родилась и созрела слава его. Он был собственностью столицы, которая делилась им с Россиею. Не был ли он и при жизни своей живым памятником Петербурга?.. Кто из Петербургских жителей не знал его, по крайней мере, с виду?.. Кто не любовался этою могучею, обросшею седыми волосами львиною головою, недаром приданной баснописцу, который также повелитель зверей, этим монументальным, богатырским дородством, напоминающим нам запамятованные времена воспетого им Ильи Богатыря… Художнику, призванному увековечить изображение его, не нужно будет идеализировать свое создание… Пусть представит он нам подлинник в живом и, так сказать, буквальном переводе. Пусть явится перед нами в строгом и верном значении слова вылитый Крылов…»

К 1848 году, по разным источникам, собрали от 13 до 30 тысяч рублей. Академия художеств объявила конкурс на создание памятника, а через год было объявлено имя победителя. Им стал скульптор барон Петр Карлович Клодт, который изготовил памятник к весне 1853 года. Около двух лет понадобилось, чтобы определить место установки памятника. 4 мая (12 мая по старому стилю) 1855 года, через 11 лет после кончины писателя, в Летнем саду в Петербурге был торжественно открыт памятник баснописцу, сооруженный на средства, собранные по подписке.

***

В РГАЛИ хранится фонд 253 «Крылов Иван Андреевич (1769–1844) – писатель-баснописец», который насчитывает 23 единицы хранения за 1800–[1923] годы. Документы поступили в архив в 1941 году из Государственного Литературного музея. Среди них наибольшую ценность представляют автографы: басни «Синица» (1811), «Ручей» (последняя строка и мораль, 1811); «Лев и мышь» (без конца), «Разбойник и извозчик» (отрывок) [не позднее 1833 – начало 1834]; «Кукушка и Петух» (окончание, 9 июля 1834), отрывок из стихотворения «Есть люди...» (8 июня 1837). В фонде хранятся также рукописные списки XIX века шуто-трагедии «Подщипа, или Трумф», документы о праздновании 70-летия со дня рождения писателя, извещение о его смерти, гравюра с портрета, а также библиография произведений Крылова, составленная неустановленным лицом в 1923 году.

Дополняют фонд 2 автографа И.А. Крылова: басня «Лебедь, рак и щука» в альбоме С.Д. Пономаревой (б. д.) и отрывок из басни «Ручей» (1812) в собрании Ю.Г. Оксмана, а также многочисленные рукописные списки басен, статьи и исследования, посвященные творчеству писателя, иллюстрации художников к его произведениям.

Значительный комплекс материалов составляют документы из фонда Союза писателей СССР о проведении в 1944 году празднования 100-летия со дня смерти И.А. Крылова. Это стенограммы заседаний Всесоюзного юбилейного комитета и вечера в Большом театре 21 ноября 1944 года, программа этого вечера, пригласительные билеты, фотографии и др.

Помимо РГАЛИ документы И.А. Крылова хранятся в Пушкинском Доме ИРЛИ РАН, в рукописных отделах РГБ и РНБ. Из них самый большой по объему фонд писателя в Пушкинском Доме в 146 единиц хранения за 1775–1881 годы пострадал в результате пожара, произошедшего 17 февраля 2003 года.

  • Иллюстрации:
  • 1. И.А. Крылов. Гравюра И. Ческого по рисунку Е. Эстеррейха. 1815 г. РГАЛИ. Ф. 253. Оп. 1.
  • 2. И.А. Крылов. Басня «Синица». 1811 г. РГАЛИ. Ф. 253. Оп. 1. Автограф.
  • 3. И.А. Крылов. «Кукушка и Петух». Басня. Окончание. 9 июля 1834 г. РГАЛИ. Ф. 253. Оп. 1. Автограф.
  • 4. И.А. Крылов. «Лебедь, рак и щука». Басня. Б. д. РГАЛИ. Ф. 1336. Оп. 1. Автограф в альбоме С.Д. Пономаревой.
  • 5. Меню обеда в Зале Благородного собрания в честь 70-летия со дня рождения и 50-летия творчества И.А. Крылова. 2 февраля 1838 г. РГАЛИ. Ф. 253. Оп. 1. Типографский экз.
  • 6. Извещение о смерти И.А. Крылова. 9 ноября 1844 г. РГАЛИ. Ф. 253. Оп. 1. Типографский экз.
  • 7. В.П. Бычков. Рисунок со скульптурного портрета И.А. Крылова. [1899 г.] Б., черн. кар. РГАЛИ. Ф. 2066. Оп. 1.
  • 8. Памятник И.А. Крылову в Летнем саду в Санкт-Петербурге. Фотография на открытке [Ок. 1905 г.] РГАЛИ. Ф. 938. Оп. 3.