Текст и фото: Вера Федорук
- «В этот раз такой список, что хочется бить себя по рукам».
- Марина Кадетова, изд. «Компас-гид»
Премия «Саламандра» уникальна по своему формату: ее организаторы — специалисты по детской литературе, некогда эксперты другой премии для детей и юношества — «Книгуру»: Ксения Молдавская, Алексей Копейкин, Алена Васнецова и Ольга Пружинина. Они выступают в роли первого фильтра и прочитывают все поступившие произведения, чтобы сформировать лонг-лист (он же шорт-лист). Затем лист передается издательствам-партнерам конкурса. Издательства, в свою очередь, отбирают те рукописи, которые готовы опубликовать. У «Саламандры» нет ни премиального фонда, ни попечительского совета, ни даже красивых дипломов в рамочке: единственная награда участникам — контракт с издательством.
В чем новаторская идея и конкурентное преимущество этой премии? Одна из больших проблем современных издательств — работа с так называемым «самотеком» — рукописями, приходящими от неизвестных авторов (а порой и от известных). Редакторских рук на все не хватает, и порой письма с сокровищами так и остаются непрочитанными в недрах издательской почты. Некоторые издательства проводят свои собственные конкурсы («Настя и Никита», «Розовый жираф»), но это требует немало желания, помноженного на внутренние оргресурсы: так, после нескольких лет «Росмэн» приостановил «Новую книгу» — оставив, впрочем, конкурс литературы young adults, одноименный своему тематическому импринту "Кислород".
В случае с «Саламандрой» роль чтецов-первооткрывателей берут на себя эксперты, мнению которых издательства доверяют. В свою очередь, экспертам-организаторам во главе с Ксенией Молдавской удалось привлечь к сотрудничеству очень разные издательства, что расширяет возможности для участников: на этой бирже почти на каждый товар найдется свой покупатель.
Первый сезон показал, что схема работает: были опубликованы почти все произведения из длинно-короткого листа, среди них — прогремевший «Таракан из Руанды» Ульяны Бисеровой («Абрикобукс»).
Во втором сезоне партнерами премии стали следующие издательства: «Абрикобукс», «Компас-гид», «Ламинария», «Самокат» и «Издательский дом Анастасии Орловой». На премию поступило 263 рукописи от 235 авторов и авторских коллективов. География — Россия, Молдова, Беларусь, Германия, Канада, Индонезия, Финляндия, Дания, Польша, Сербия, Словения, Великобритания, Испания, Грузия, Нидерланды. В финал вышло 27 произведений.
Финал проходил не в конференц-зале на 1000 человек, а в Методическом отделе московской Центральной городской детской библиотеки им. Гайдара, хозяйкой которой выступила главный библиотекарь Татьяна Рудишина, угощавшая гостей чаем и мандаринами. Те представители издательств, конкурсанты и эксперты, кто смог присутствовать лично, собрались за одним столом, остальные участвовали онлайн. Поддерживая статус премии, которая делается исключительно своими руками, вместо бизнес-презентации, транслируемой из проектора, Ксения Молдавская и Алена Васнецова развернули палантин с изображением «Звездного неба» Ван Гога с приколотыми на него записками, на которых значились названия конкурсных произведений. Имена авторов на этом этапе оставались неизвестными (интрига, интрига!). Впрочем, издатели узнавали руку некоторых авторов и без имен. Далее издательства оглашали свой выбор, и узнавали имена авторов.
Выбор издательства «Абрикобукс»:
- «Пожирающий» Полины Щербак
- «Ошибка в коде» Татьяны Моркиной
- «Ленивец говорит» Дмитрия Сиротина
- «Река времени» Юлии Весовой
- «Стеша не теряется» Натальи Евдокимовой
Выбор издательства «Компас-гид»
- «Нина Пташкина, Анубис и Тайна Петра I» Анастасии Клочковой
- «Братство рыбьего хвоста» Николая Назаркина
Выбор издательства «Ламинария»:
- «Записки разносчика сверчков» Юлии Говоровой
Выбор издательства «Самокат»
- «Пожирающий» Полины Щербак
- «Записки разносчика сверчков» Юлии Говоровой
- «Рассказы для чтения под лампой и под пальмой» Веры Федорук
- «Ошибка в коде» Татьяны Моркиной
Таким образом, авторы постапокалиптического фэнтези «Пожирающий», книги тонкой медитативной прозы «Записок разносчика сверчков» и повести про редкую неизлечимую болезнь «Ошибки в коде», которых выбрали сразу три издателя, смогут выбрать себе издательство по душе и гонорару.
Ксения Молдавская зачитала сообщение от Анастасии Орловой, главы «Издательского дома Анастасии Орловой», которая не смогла присутствовать ни онлайн, ни офлайн по болезни: Анастасия попросила больше времени, чтобы сопоставить произведения участников с возможностями издательства.
Все издательства-участники отметили, что в этом сезоне уровень конкурса, который и в прошлом году был очень высок, вырос еще больше, и часто приходилось бить себя буквально по рукам, чтобы не набрать больше своих возможностей.
А конкурс, как и в прошлом году, открыл книжному рынку новые имена. Впрочем, среди участников — и это говорит об уровне премии — были и те, кого мы хорошо знаем: помимо уже названных, после «развиртуализации» оказалось, что свои рукописи подавали Елена Липатова, Станислав Востоков, Светлана Лаврова и Ольга Замятина.
А под занавес финала состоялся торжественный стенд-ап критиков-организаторов (всех, кроме отсутствующей Ольги Пружининой), которые на все лады расхваливали перед издательствами рукописи, не отобранные в издательские портфели, проявив при этом немалый актерский талант. Остается рассчитывать, что и эти рукописи, выпорхнув из гнезда «Саламандры», найдут для себя хороший дом.