Текст: Павел Басинский/РГ
Подводить итоги литературного года вообще-то дело неблагодарное.
Обозревать вышедшие книги? Но их выходит так много, что, во-первых, не уследишь, а во-вторых, появление новых книг, даже очень хороших, - процесс обычный и сам по себе ничего не отражающий. Это все равно что сказать об особенностях уходящего года: была зима, и было лето. Другое дело: была самая холодная зима и самое жаркое лето за последние пятьдесят лет. Но о книгоиздании этого не скажешь.
Говорить о "тенденциях"? Этот вопрос мне задают все журналисты, когда берут интервью по результатам каких-либо премий. И всегда отвечать на него тяжело. Ну, какие "тенденции"? Каждый пишет, как он слышит. Издатели хотят на книгах заработать. Государство (понятие растяжимое) всегда хотело и хочет, чтобы литература не путалась под ногами и не лезла в большую политику. Поэтому ежегодно раздает гранты, стараясь следить, чтобы "грантоеды" (вот, кажется, новое словцо, которое вошло в литературный обиход) между собой не перессорились.
Литературная жизнь? Здесь произошло одно изменение, но не знаю, насколько важное. Я заметил, что презентации новых книг стали неизменно сопровождаться шумными посиделками в каком-нибудь пафосном ресторане - с музыкой, задорными ведущими и непременным бокалом брюта "до" и "после". Кажется, только до караоке еще дело не дошло.
Премиальный процесс? С ним все в порядке. "Большая книга" наградила первой премией отличный роман Алексея Варламова "Одсун" о судьбе маленького человека в Большой истории. Он же стал Книгой года в номинации "Проза" по версии книгоиздателей.
Кого-то такой премиальный звездопад, свалившийся на одного автора, уже весьма известного, раздражает. Кто-то хотел бы, чтобы всем сестрам выдали по серьгам. Но тогда зачем вообще премии? Кажется, их главная задача - высветить какое-то произведение и какого-то писателя, чтобы сделать его героем года и привлечь к его книге повышенное внимание.
Лауреатом другой крупной премии - "Ясная Поляна" - предсказуемо стал Леонид Юзефович с романом "Поход на Бар-Хото". Являясь членом жюри этой премии, скажу, что о предсказуемости нашего выбора мы догадывались. Но что делать? Роман Юзефовича реально был лучшим из всего "длинного" и "короткого" списков. Так бывает. И это на самом деле хорошо. Это роман, который лично я без всякого внутреннего сомнения могу рекомендовать к прочтению. Это настоящая литература.
В этом году появилась новая крупная премия - "Слово". Ее учредителями стали Союз писателей России, Российский книжный союз и другие уважаемые институции. Вокруг нее еще до объявления результатов было сломано немало копий. Так всегда бывает, когда новорожденная премия позиционирует себя как бы в оппозиции к уже существующим крупным премиям. В данном случае "за скобками" подразумевалось, что это премии "Большая книга" и "Ясная Поляна". И что это будет премия "патриотического" направления. Я понимаю, как жюри этой премии было непросто работать под бдительным взором "патриотов" и при ироническом ожидании "либералов".
Справились. В номинации "Мастер. Проза" победил молодой писатель, участник СВО, Дмитрий Филиппов, оставив на втором и третьем местах Александра Проханова и Юрия Полякова. Не знаю, насколько это решение правильное (книга награждалась по рукописи), но оно интересное. Книгу Филиппова я обязательно буду читать, а вот сороковой с чем-то по счету роман Проханова - не уверен.
В номинации "Мастер. Поэзия" главным лауреатом стала Олеся Николаева с книгой "До Небесного Иерусалима". Это прекрасный выбор! Когда-то Олесю рекомендовали в Союз писателей Булат Окуджава и Юрий Левитанский. Они бы порадовались.
Захар Прилепин получил за книгу рассказов "Собаки и другие люди" сразу две премии: "Большую книгу" (третье место) и "Слово" (специальный приз). Это говорит о том, что оппозиции оппозициями, а когда книга действительно хорошая и за нее голосуют читатели (стала одной из самых раскупаемых книг года), то все наши внутренние разборки теряют всякое значение.
Из главных "тенденций" назову две.
Во-первых, появился новый жанр - книжный сериал. Что это такое? Это когда новый роман читается с компьютера или телефона или слушается в аудиоверсии (лучше в исполнении самого писателя) с продолжением. Так в этом году читали и слушали "цифровой" роман Веры Богдановой "Пять способов засолки душ". Отзывы ровно противоположные: от "скучно и чушь" до "дух захватывает".
Когда-то я высказал идею, что киносериалы заменят традиционные романы. Принцип тот же: чтение (просмотр) с продолжением. И вот теперь сами романисты, спохватившись, осваивают "сериальный" жанр.
Вторая тенденция связана с пресловутым ИИ. Сегодня писатели нового поколения не только не смущаются этим, но и открыто декларируют, что свои книги они пишут в сотрудничестве с искусственным интеллектом. Задают ему тему, стиль, а он за них пишет.
Что из этого выйдет, пока не ясно. Во всем этом чувствуется привкус моды, а мода штука старая, как мир. И если допустить, что ИИ когда-нибудь заменит писателей, то модной станет как раз "авторская" литература. "Это я сам написал, своей рукой, своей головой (вариант: кровью сердца)", - гордо заявит какой-нибудь будущий автор.
И все критики закричат: "О, как это круто!" И все издатели скажут: "Это что-то новое!" И читатели понесут его на руках, и все премии будут его.