Текст: Андрей Васянин/РГ
Под стеклом — письмо Толстого о том, как они с 8-летней Таней ехали фотографироваться в Тулу. И по дороге она просила отца "купить Сереже ножик, тому другое, тому третье". "И она знает все, что доставит кому наибольшее наслаждение", - пишет Лев Николаевич.
Таня была с детства активна и жизнелюбива. И явно талантлива. Пораженная тем, как на холсте под кистью Крамского, приехавшего в Ясную Поляну по поручению Третьякова писать портрет Льва Николаевича, вдруг появляется из отдельных мазков лицо отца, — она копирует этот портрет. Отец приглашает в Ясную Поляну художников из Тульского реального училища, Татьяна поступает вольнослушательницей в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
На стене зала — россыпь ее портретов обитателей Ясной Поляны в графике, портреты маслом князя Блохина ("выходит средне, но папА хвалит"), яснополянской крестьянки Макаровой. Николай Ге, Василий Перов уверяют Льва Николаевича, что у Татьяны Львовны немалые художественные способности...
Но в 1884 году Толстой предлагает Татьяне Львовне поучаствовать в работе инициированного им издательства "Посредник", выпускавшего книги для народа по доступным ценам. И она, обученная лучшими художниками, взялась иллюстрировать сборники, издавать репродукции картин русских художников.
В Ясной Поляне Татьяна открывает школу, где воспитывает сельских детей по методу уважаемого Толстым итальянского педагога Марии Монтессори, в основе которого - самостоятельность ребенка, развитие через игровое обучение.
Вырезки из журнала The Century Illustrated Monthly Magazine 1893 года, статья Йонаса Стадлинга о том, как Толстой и его семья помогают голодающим в Рязанской губернии: открывают столовые, в которых сами и работают, шьют одежду. Татьяна работала там наравне со всеми, училась печь хлеб, радовалась, что ее не называют барышней. И не переставала рисовать — рядом с вырезкой портрет яснополянского крестьянина: в мастерски выведенном лице поймано что-то большее, чем просто черты лица. Во время работы "на голоде" Толстых посетил Репин. Воспоминанием об этом служит портрет Татьяны, созданный художником в рязанской деревне Бегичевка. На нем запечатлена "умная -добрая - красивая Татьяна Львовна", как часто обращался к ней в письмах Илья Ефимович.
...Отец говорил, что Таня, рисуя, всегда "схватывает" характер. И верно: среди портретов близких, например, младший брат Ванечка — серьезный, скептичный, сосредоточенный. Вот Иван Сергеевич Тургенев, каким он приезжал в Ясную Поляну — дряхлеющий, немного встрепанный, с еле заметной ухмылкой. Вот еще братья, муж...
И любимый отец, и еще отец, и еще — и в самом деле поразительно похожий на себя в ее работах на выставке. Сидящий над рукописью, в кругу семьи, играющий в шахматы — в раскрытых на выставке блокнотах, полных набросков, в портретах и жанровых сценках, в копиях больших портретов.
Она всю жизнь искала его образ, очень ей дорогой, рисунков в итоге было создано около 30. Но взять в руки не карандаш или уголь, а кисть Татьяна Львовна так и не дерзнула. По ее словам — опасаясь сравнения с крупными художниками, которые ее всю жизнь окружали.
Не собралась она и стать художником: сидеть перед мольбертом было все же не по ее деятельной натуре — какой ее показали Репин и Ге на портретах начала 90-х. То ли дело организовывать в московском Музее Толстого обучение живописи (и самой там преподавать!) или открывать художественную студию на Монпарнасе, приглашая туда преподавателями Коровина, Билибина, Добужинского...
"Я везде, где могу, нарушаю официальность и перехожу на человеческие отношения", — признавалась она в письме.
Эмиграция: в этой части выставки несколько фото, письмо Бунина 1934 года, книга "Мария Монтессори и новое воспитание", изданная "Посредником", умиротворенная Татьяна Львовна с книгой в руках в любимом Риме...
Между тем Государственный музей Льва Толстого готов рассказать подробнее о жизни Татьяны Львовны в эмиграции, и есть идея вынести этот рассказ в отдельную выставку, показав, например, переписку Татьяны Львовны с Буниным, Цветаевой, Шаляпиным, Репиным, экспонаты из Толстовской комнаты в Риме...
Выставка подготовлена к 160-летию любимой дочери Толстого. А в 2025 году грядут еще две годовщины — столетие отъезда Татьяны Львовны из Советской России и 120-летний юбилей Татьяны-младшей, внучки Льва Николаевича.
- Выставка «Первое и главное: хочу побольше любить» проходит 18 декабря 2024 года – 16 марта 2025 года в Государственном музее Л.Н. Толстого (ул. Пречистенка, 11/8)