Текст: Михаил Визель
"Сначала вышел мужчина, ведя за собой игрушечную лошадку, затем прошелся какой-то юноша колесом, затем тот же юноша в одних трусиках проехался по зрительному залу на детском зеленом трехколесном велосипеде". Так Константин Вагинов "преломил" в своем романе "Труды и дни Свистонова" (1929) вечер обэриутов "Три левых часа", проведенный в ленинградском Доме печати 24 января 1928 года и заложивший модель для всех дальнейших "левых" литературных перформансов на руссом языке.
Доподлинно неизвестно, присутствовал ли на том вечере Самуил Маршак; но если учесть, что он вскорости привлек к работе в детской литературе Хармса и Введенского - вполне мог. Так что в перформансе по оригинальным и переводным стихам Маршака, с 1 апреля 2023 года регулярно и с большим успехом разыгрываемым созданной в несчастливом для театров 2020 году театральной компанией "Вахтанговский практикум", можно при желании (и некоторой толике воображения) увидеть преемственность с тем легендарным действом.
А можно, впрочем, и не забираться так глубоко, а просто воспринять буквально кокетливый подзаголовок "Чепухи": "Концерт для взрослых и уставших людей". Таких (или считающих себя таковыми) 21 января 2025 года в Театральном центре на Страстном набрался полный зал. И четверо персонажей - три клоуна Чепуховед, Чепухня, Чепухолог и клоунесса Чепушинка полтора (всё-таки не три) часа честно и достойно поднимали им настроение разными презабавными театральными трюками, основанными на чеканных, в любом жанре, от оригинальных детских считалок до переводных взрослых баллад, стихах Маршака: скакали оленем и летали орлом, внадрыв рассказывали драматическую историю синеруких джамблей, танцевали знойное танго и делали балетные па, распевали "Сорок четыре веселых чижа" на всевозможные мотивы, от Бетховена и Бизе под фонограмму до рэпа под битбокс.
Держать большой зал "в тонусе" на протяжении полутора часов без единой сюжетной линии, одним дивертисментом, совсем не так просто; и четверым пластичным и музыкальным молодым актерам, Тамаре Лаврик, Ивану Авдееву, Антону Власову и Гоше Шимоненко это удавалось практически без провисаний - спасибо режиссеру (и худруку молодого театра) Асе Князевой и всем причастным! "Вахтанговский практикум" прямо декларирует своeй первостепенной задачей увеселение почтеннейшей публики. Что ж, с удовлетворением констатируем: с заявленной задачей "практиканты" справляются.