06.02.2025
Кино и литература

«И музы дань свою мне принесут...» Пушкин в кинематографе

А.С.Пушкин не дожил до изобретения кинематографа, но это не помешало ему стать героем множества лент

Текст: ГодЛитературы.РФ

А.С.Пушкин не дожил до изобретения кинематографа. Создатели «Пушкинского кинословаря» насчитывают более сотни фильмов, из которых можно составить кинематографическую пушкиниану. Пушкин российским кинематографом всегда был не просто любим, но обожаем. 52 ленты по Пушкину были сняты за первые 10 лет существования кинематографа и примерно столько же – за следующие сто.

Первый фильм о жизни А.С.Пушкина появился в 1910 году в России. Его снял режиссер Василий Гончаров, уже известный к тому времени фильмом «Мазепа» (по мотивам «Полтавы» Пушкина). Фильм длился всего 5 минут, за которые зрителю показали дом, где родился Пушкин; сцену, когда Саша слушает сказки своей няни; годы его в лицее; чтение стихов в кругу писателей, среди которых узнаем Гоголя, Жуковского, Карамзина и др. Далее мы видим Александра Сергеевича у императора Николая I, вечер у Пушкина в доме, когда завязывается роковая для него сцена с Дантесом, его дуэль с Дантесом и последовавшая из-за полученной раны смерть поэта.

1. Впервые в советском кино Александра Сергеевича сыграл кинорежиссер Евгений Червяков. Это был немой фильм «Поэт и царь» 1929 года.

2. К 100-летию со дня гибели А.С.Пушкина была снята знаменитая лента «Юность поэта» - о Саше Пушкине и его лицейских друзьях. В главной роли – Валентин Литовский, 15-летний ученик 25-ой Московской образцовой школы.

3. В 1937 году на Ленфильме по инициативе художественного руководителя студии А.И.Пиотровского был поставлен фильм «Путешествие в Арзум», в котором роль Пушкина исполнял Дмитрий Журавлев. Картина с успехом прошла по экранам, однако была чересчур политизирована.

4. В 1946-м вышел на экраны фильм Л. Арнштама «Глинка». В роли композитора снялся Борис Чирков. Играл поэта Пётр Алейников.

5. Прошло шесть лет — и на экраны вышел новый, цветной, фильм «Композитор Глинка». Александра Сергеевича сыграл актёр Лев Дурасов, но запомнился и стал легендой А.С.Пушкин в исполнении П.Алейникова.

6. Неожиданной удачей стал образ Пушкина из лирической комедии «Разбудите Мухина» (1967 год). Мудрая и весёлая киноповесть Анатолия Гребнева. Мимолётную роль Александра Сергеевича сыграл актёр горьковского ТЮЗа Александр Палеес. А.С.Пушкин получился стремительным и лучезарным.

7, 8, 9. В 1982 году в фильме Сергея Соловьева «Наследница по прямой» Сергей Шакуров сыграл эпизодическую роль А.С.Пушкина. Юрий Беркун, артист театра им. Моссовета, сыграл эпизодическую роль Пушкина в фильме «Грибоедовский вальс» (1995). Евгений Стычкин, современный актер театра и кино, сыграл небольшую роль в фильме Карена Шахназарова «День полнолуния» (1998).

10. В 2006 году вышел фильм «Пушкин. Последняя дуэль» режиссера Натальи Бондарчук, который охватывает период, предшествующий дуэли Александра Сергеевича Пушкина с Дантесом, саму дуэль, смерть поэта и расследование этого события. В этой картине образ великого поэта воплотил Сергей Безруков.

11. Картина «18-14», рассказывает о событиях в Царскосельском Лицее с 1814 по 1816 год, когда великий поэт был еще юным школяром. Молодого Сашу Пушкина сыграл в фильме Станислав Белозеров, молодой российский актер из Санкт-Петербурга.

12. "Дуэль. Пушкинъ — Лермонтовъ", 2014 год. Режиссер Денис Банников, фэнтези. Выиграна Крымская война. Россией по-прежнему правит Николай I. На экране - Пушкин, Лермонтов, Бенкендорф, Вяземский, Гончарова, и даже Грибоедов, судьба которого в 1829 году сложилась иначе. Пушкин окончательно отошел от вольнодумства. Богат, хорошо издается, но все его главные произведения написаны уже давно. По-прежнему женат на Гончаровой...

2025 год — «Пророк. История Александра Пушкина»

В финальном трейлере фильма поэт в исполнении Юры Борисова представляет поэму «Руслан и Людмила», танцует на балах, участвует в дуэлях и становится любимцем публики, которая молниеносно скупает его книги. Режиссер — Феликс Умаров. Сценарий написали Василий Зоркий. Из комментария Юры Борисова: "Пока мы снимали, мне каждый день снились сны. Пушкин все никак не мог понять, почему сейчас всё называют его именем и что такое кино. Я так и не смог ему объяснить. Надеюсь, покажу".

P.S.

Как Ролану Быкову запретили играть Пушкина

В 1971 году Михаил Козаков — режиссер-стажер, только что перешедший во МХАТ из «Современника» вслед за Олегом Ефремовым, начинал ставить на сцене МХАТа пьесу Леонида Зорина «Медная бабушка» – о жизни Пушкина. На главную роль он пригласил Ролана Быкова. В то время актера воспринимали как комика (на слуху был его Бармалей из фильма «Айболит-66»). Открытая репетиция, которую провели не в зале, а в фойе (в зал исполнителей просто не пустили противники спектакля), произвела глубокое впечатление на приглашенных пушкинистов, нашедших поразительное портретное сходство с поэтом и ... вызвала грандиозный скандал: старейшин МХАТа все происходящее, привело в негодование — и ростом, и лицом не вышел! (Хотя ростом Быков был точь-в-точь как Пушкин — 160 см). Историк и пушкинист Натан Эйдельман подробно записал этот день в своем дневнике. И то, как пренебрежительно Ангелина Степанова отзывалась о Ролане Быкове, и то, как Алла Тарасова заявила, что в такого Пушкина не могла бы влюбиться. «После этого “поимённое голосование”: вся молодежь за Быкова, все старики — что не тот, не обаятелен». Пушкинист Валентин Непомнящий сказал, что выступающие находятся под влиянием «школярского подхода» к Пушкину. Тогда, как пишет Эйдельман, начались крики «безобразие!», «нас учат!», и несколько человек, в том числе Виктор Станицын и Павел Массальский, выскочили вон. Тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева, хотя сама на прогоне и не была, но протест поддержала. И всего авторитета Олега Ефремова не хватило, чтобы спасти спектакль. «Медную бабушку» запретили.

"Медную бабушку" в своем театре Олег Ефремов поставил через три года, в 1975-м, и сам же сыграл Пушкина. И это был совсем иной Пушкин. Как говорил сам Зорин, «если у Быкова это был поэт, то у Ефремова это был миссионер. У Быкова – это паломник, а у Ефремова – деятель».

Михаил Козаков, после того скандала, из МХАТа ушел. Он воплотил свою мечту о постановке пьесы Леонида Зорина только через тридцать с лишним лет, на телевидении. На главную роль он пригласил Виктора Гвоздицкого. Выбор был не случаен – Пушкина Гвоздицкий уже играл: в молодости, в моноспектакле Камы Гинкаса «Пушкин и Натали». Тогда перед публикой представал курчавый юноша в потертых джинсах и светлой жилетке. Пока зрители гадали «похож-не похож», он доставал бутафорскую бакенбарду и, закинув ее за ухо, второй конец брал в зубы – и поворачивался к публике чистым пушкинским профилем. А дальше, как писали, начиналось чудо – «живое сиюминутное творчество актера, осмелившегося приоткрыть нам тайное тайных – частицу внутреннего мира, психологический склад личности Пушкина».


Источники: