Текст: Андрей Васянин
Московский Институт современного искусства получил новое пространство – в Арт-кластере «Красный Октябрь» на Берсеневской набережной. У института, где учат на актеров и музыкантов, на театральных менеджеров и балетмейстеров, певцов академических и джазовых сейчас несколько учебных корпусов, разбросанных по всей Москве. Но до последнего времени у молодого творческого вуза не было места для эксперимента. Театрального, музыкального – любого.
… У зала Арт-центра ИСИ непростой рельеф: сцена утоплена в середине зала: с одной стороны зрители, с остальных – невысокие террасы с перилами, где можно продолжать действие или располагать оркестр.
Первым эксперимент тут поставила Марина Могилевская спектаклем «Пушкин. В поисках любви», сыгранным студентами и молодыми преподавателями ИСИ.
Эту пьесу заслуженная артистка России писала, по ее словам, не планируя постановки, в принципе – для себя. Побывав однажды на могиле поэта в Святогорском монастыре, актриса стала задавать себе вопросы, на которые не знала ответов. А почему он лежит рядом с матерью, о которой не написал ни одной строки? Почему 29 дуэлей? Почему на похоронах не было никого из близких, и покоится он не в столице, а в глухой провинции? За что Пушкин был осуждён посмертно?
- И я поняла, что мы ничего не знаем о нем. Кроме того, что это «наше все», гений, любимец публики, женатый на первой красавице и так далее, - говорит Марина Могилевская. – А, между тем, это был, прежде всего, нелюбимый ребёнок в семье, который нес это ощущение всю жизнь, и прожил жизнь трагическую...
Актриса с головой ушла в письма и дневники, воспоминания поэта, переписку друзей и недругов. Писала, просто потому что не могла не писать, стремясь уложить сложную жизнь в законченную историю. А потом написанное прочла Ирина Сухолет, ректор ИСИ...
В этой пьесе нет ни слова от автора, только Пушкин и его современники. Строки стихов, выдержки из переписок, мемуары друзей и недругов, судебные документы. Всего этого хватило, чтобы, выстроив факты и эмоции, шаг за шагом воспроизвести путь поэта. Она тут уложена в форму заседания суда, формальный повод к которому – запрещенная в Российской империи дуэль. Пушкин выскакивает на сцену в начале спектакля в цилиндре и с тросточкой, свою жизнь он описывает сам - отвечая на вопросы «судей» рассказывает о себе, объясняясь и комментируя показания «свидетелей» строками из писем и дневников. Он танцует вальсок в пасторальном детстве, прыгает на руки друзей с криком восторга на фоне портрета Натальи Николаевны, – «расписался! расписался!» Делится болью, словно в поисках защиты, с залом: «На глазах всего общества Дантес начинает нагло флиртовать с моей женой…» Разбивает хронику стихами, читает главное – «Храни меня мой талисман», «Чистейшей прелести чистейший образец», «Пора мой друг, пора»… И вот показания свидетеля Жуковского – «в день дуэли после утреннего чая он ходил по комнате, пел песни…»
- Быть Пушкиным больно, - говорит играющий поэта в спектакле некогда студент, а сейчас преподаватель ИСИ Максим Фортуна. – Но если не примерить его на себя – ничего не получится.
Следующим в Арт-центре ИСИ будет сыгран спектакль «Женитьба Фигаро» в постановке народного артиста России Ивана Агапова и в исполнении студентов его мастерской. Знаменитый актер и педагог Михаил Горевой выйдет на сцену со своим моноспектаклем «Заводной апельсин». Перед началом спектакля «Пушкин. В поисках любви» на площадке сбоку от сцены играл джазовые пьесы студенческий струнный квартет: в Арт-центре кроме драматических спектаклей будут идти мюзиклы и оперы, концерты классики и джаза, будут устраиваться выставки, читаться лекции...
Пушкин открыл новый московский культурный центр.