Текст: Екатерина Коновалова
30 апреля 2025 года, в преддверии 80-летия Великой Победы, в центральном здании Гослитмузея (Зубовский, 15) открылась масштабная выставка «Фронтовой путь стихов и песен: поэт — народ».
Выставка не просто рассказывает о фронтовой поэзии, она исследует звуковое измерение Великой Отечественной войны, показывает особую судьбу стихов и песен 1941-1945 годов и разыскивает пути, по которым они приходили на фронт.
В центре экспозиции - инсталляция, изображающая разрушенный деревянный дом, от которого осталось лишь несколько досок. Своеобразная иллюстрация к знаменитым строкам Михаила Исаковского:
- Враги сожгли родную хату,
- Сгубили всю его семью.
- Куда ж теперь идти солдату,
- Кому нести печаль свою?
На выставке представлен уникальный экспонат из собрания ГМИРЛИ имени В.И. Даля - «звуковой автограф» Исаковского - аудиозапись авторского чтения стихотворения «Враги сожгли родную хату». Посетители могут ознакомиться с ней и множеством других аудиоматериалов с помощью наушников, дополняющих экспозицию.
Путь стихов и песен военного времени
29 апреля в ходе выступления на марафоне «Знание. Первые» Президент РФ Владимир Путин отметил: «Сколько замечательных песен родилось во время Великой Отечественной войны. Песен, которые мы до сих пор поем с удовольствием, и фильмов, и произведений живописи, и музыки, и так далее. Все это рождалось, потому что творческие люди сталкивались с абсолютно уникальными ситуациями в жизни. И это побуждало их высказываться».
И высказывания эти проникали в совершенно разные сферы жизни. Материалы выставки показывают, как именно стихи и песни находили новых слушателей и читателей.
Один из самых обширных разделов выставки - «Песни в письмах». Письмо военного времени могло практически целиком состоять из текста песни или содержать в себе цитаты из нее. Так, например, в письме М. И. Тихонова с фронта от 28 декабря 1972 года звучит знаменитая песня «Землянка» на стихи Алексея Суркова:
«Здравствуй, Катя! Эх! до тебя далеко-далеко, между нами снега и снега, до тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага. Как хочется повидаться, но призыв родины нужно вспомнить и уничтожить врага». (Письмо из частного собрания представлено на выставке)
Довольно часто в годы Великой Отечественной войны издавались авторские поэтические сборники. Почти все они представляют собой маленькие книжки с небольшим количеством страниц. Стоит только прочитать их названия - «Фронтовая весна» Марка Лисянского, «Юго-Западный фронт» Александра Твардовского, «Фронтовые стихи» Константина Симонова, Иосифа Уткина, Степана Щипачева - и становится очевидной неразрывная связь поэзии с буднями войны. Поэты не просто пишут стихи, они создают историческую хронику.
На выставке представлена подборка писем к Константину Симонову, в которых читатели предлагают свои варианты стихотворения «Жди меня».
«Стихи на плакатах», «Радио», «КПП», «Концертные бригады», «Выступления поэтов», «Газеты», «Патефон», «Песни из кинофильмов» - названия этих разделов выставки указывают на вездесущность поэзии во время Великой Отечественной войны. Она звучала по радио, через пластинки, на концертах, печаталась в газетах и на плакатах.
Среди любопытных экспонатов: радиоприемник «6Н-1» 1940 года, принадлежавший писателю Всеволоду Вишневскому, пластинка с песней «Темная ночь» Апрелевского завода грампластинок, карандашные портреты Алексея Суркова, Александра Твардовского, Павла Антокольского во время их выступления в Колонном зале Дома союзов, плакат 1943 года «Рассказ старухи» со стихотворениями Исаковского, пригласительный билет на творческий отчет концертной бригады артистов белорусских театров 27 ноября 1942 года, ручка-держатель для пера Веры Инбер, осколки снарядов, принадлежавшие Григорию Бакланову и Виктору Некрасову, издание сборника «Фронтовая весна» 1942 года Марка Лисянского с дарственной надписью.
Объектом изучения выставки также стал фронтовой фольклор. С началом войны сотрудники отдела фольклора Государственного литературного музея выезжали на фронт, собирали свидетельства эпохи: зарисовки фронтового быта, солдатское творчество, газетные передовицы, отражавшие языковые перемены времени. С бойцами на фронте велась постоянная переписка.
Одним из очагов бытования устного народного творчества во время войны был эшелон. Находясь в пути, бойцы пели песни и частушки, рассказывали сказки. Особенно ценились долгие сказки, такие как «Марко-Богатый», «Деревянный орел», «Нерасказанный сон». На выставке представлены редкие фото, на которых воины эшелонами отправляются на фронт.
Также фольклористы-профессионалы вели записи фронтового фольклора в госпиталях (раздел выставки «Госпиталь» посвящен этой теме), именно там встречались военнослужащие разных фронтов и родов войск. Широкое распространение во фронтовой среде имела песня на стихи Михаила Французова «Медсестра Анюта», где прославляется подвиг Медико-санитарного батальона.
Познакомиться с уникальными материалами из фондов Гослитмузея поможет раздел «Фольклорный архив музея».
Глубоко обдуманное, эмоциональное оформление экспозиционного пространства выставки «Фронтовой путь стихов и песен: поэт — народ» подкрепляет ее информационную насыщенность. Однако, главным экспонатом все же становится звук, объединяющий песни и стихи в единое звуковое пространство Великой Отечественной войны.
Выставка будет работать до 2 ноября 2025 года.
ноября