Текст: Андрей Васянин
Донбасская тема, воплотившаяся в поэме луганской поэтессы Елены Заславской "Новороссия гроз. Новороссия грез", прима БДТ Александра Куликова, лидер группы "Чайф" Владимир Шахрин, симфонический оркестр… Музыкально-драматический спектакль собрал под вечер первого дня фестиваля полный аншлаг на Главной сцене — а не нашедшие места зрители следили за происходившим на сцене отовсюду, откуда это действо было видно.
... Тонкая книжица Заславской попала в руки актрисы БДТ имени Товстоногова Александры Куликовой в тот момент, когда она — автор музыкально-поэтического спектакля "Россия, не бойся, мы с тобой", несколько лет назад показанного на фестивале и объехавшего Донбасс и пол-России, посчитала было свое творческое высказывание на тему завершенным.
Но оказалось, материал — при всем накопленном осмыслении постановщиком спектакля происходящего дает свежие чувства и свежий взгляд на многое. И еще — это была поэзия, пропущенная через ум и сердце. И наповал сражал подзаголовок: «Все герои реальны, все совпадения не случайны, все права беззащитны».
«Новороссия гроз. Новороссия грез» — это всего 80 страниц текста: автор описывает то, что пережила сама, — круговерть войны, отец в добровольцах, любимый в плену, героиня, пытаясь его вызволить, везет за границу на продажу икону, икону крадут... Из этого сюжета и сплетения нервов и чувств режиссер-постановщик Куликова сделала "Новороссию" — спектакль о любви к жизни вопреки всему.
"13 июня 1905 года явилась Царица Небесная старцу Филиппу и сказала: "И день сей явления моего граду Луганскому помни, что к концу мира наречётся он — Святоград Луганский..." Спектакль открылся чтением Владимиром Шахриным жития старца XX века Филиппа под грозные звуки "Сарабанды" Генделя в исполнении струнных и духовых. Подобрать музыку к спектаклю автору инсценировки Александре Куликовой помогала Валерия Путря, ее подруга, скрипачка, дирижер, заслуженный деятель искусств ДНР. На сцене рядом с актрисой, играющей главную героиню, был партнер, читающий за всех мужских персонажей. Героем этой поэмы о любви должен был стать мужчина, которому не может не поверить любая женщина. На эту роль Куликова нашла исполнителя — не из числа серийных брутальных кинокрасавчиков, а знаменитого рок-музыканта.
Вот он кидается на героиню в образе вражеского солдата под густую музыку Баха — с вопросом: "Зачем вы воюете тут?!" Ему может ответить родной брат, с которым они оказались по разные стороны линии фронта. Шахрин читает тут за них обоих. Вот он лирический герой, в которого влюблена героиня. Вот он ее отец-ополченец 2014 года. Вот он же боец с позывным "Волга". Пять героев. Шахрин решил участвовать в спектакле, поскольку это новый опыт. Не просто играть на гитаре, петь и говорить со сцены — а играть характеры и судьбы. Каждому герою требуется своя интонация. Александра специально летала в Екатеринбург, и они с Шахриным по 4-5 часов в день «интонировали» героев поэмы, отрабатывая каждую строчку, каждый акцент.
За полтора часа спектакля он берет гитару только пару раз. Резко ударил по струнам в риффе из песни "Псы с городских окраин" — в момент, когда сюжет свернул к "майдану". И еще — когда героиня прощается с любимым строками стихотворения "Звезда Бетельгейзе", Шахрин сыграл несколько тактов из своей новой песни.
Прима БДТ Александра Куликова завораживает переживаниями своей героини — то в образе медсестры, промокающей губы раненому, то вспоминая о любимом под "разрывающие облака трассеры", то внимая незнакомому голосу по незнакомому номеру: "Десять тысяч евро — и пакет "Ангел-хранитель" вновь активирован: в список на обмен я внесу твоего любимого".
Лихие диалоги героев, живых и символических, пересыпаны фронтовым жаргоном, то чувственные, то цепляющие рифмами, когда "жалят осколки, бьют по глазам, липнут бессмертники прямо к берцам, и не выдерживают тормоза. Главное, выдержало бы сердце"… Бытие перетерто войной. Тут огонь, там икону украли, любимый убит. Все права беззащитны.
На экране за спинами актеров и музыкантов вообще нет войны — разве что несколько раз мелькнула в контурах привычных нам сегодня в видах траншей с высоты полета коптера. Пейзаж за окном плацкартного вагона. Звезда сквозь снегопад. Осенние бурые или черно-белые степи. Художник Юрий Купер, прочитав поэму Елены Заславской, предоставил для спектакля бесплатно свои работы. Они и проецируются на экран под Гайдна и Корелли.
Героиня Куликовой в начале спектакля вся в черном, к концу — вся в белом.
"Любовь не сдается и не умирает — ведь так, пацаны?"
Так. И зрительские ряды на Главной сцене встали на овацию.