Текст: Татьяна Шипилова
27 сентября отмечается День астрономии. Астрономия, с одной стороны, нам всем понятна: кто из нас не вглядывался в бесконечные мириады звезд? кто не любовался созвездиями, отыскивая в небе знакомый ковш Большой Медведицы? кто не гадал, что же делается там, в черной дыре? И в то же время астрономия загадочна и непонятна, потому что разговор астрономов зачастую изобилует такими терминами и понятиями, что простому смертному в них не то что разобраться, даже выговорить их сложно.
Именно поэтому многие ученые не только работали над собственными теориями, но и занимались популяризацией науки еще до того, как это стало мейнстримом. Напоминаем и советуем лишь некоторых из них.
- Вселенная не обязана иметь смысл в ваших глазах. (с)
- Нил Деграсс Тайсон
Краткая история времени. Стивен Хокинг
Кто не знает Стивена Хокинга? Кажется, среди образованных и хоть немного интересующихся астрономией и/или физикой людей, нет тех, кто бы не слышал это имя. Ученый и сам много сделал для того, чтобы о нем знали: выступал и читал лекции, разрешал по образу и подобию своему создавать героев в комиксах, снимался в кино, несколько раз появлялся в популярнейшем ситкоме «Теория Большого взрыва».
Хокинг ушел от нас не так давно, хотя иногда казалось, что такой человек победил смерть и будет жить вечно. Но, наверное, можно предположить, что вечно он будет жить в своих книгах, в которых доступным языком объясняет если не все, то очень и очень многое. Его «Краткая история времени», если можно так выразиться, является базовой книгой среди современной научно-популярной литературы. Задаваясь вечными вопросами от «когда и как началась Вселенная?» до «возможны ли путешествия во времени?», ученый не дает точных ответов, не делает однозначных выводов, не предлагает остановиться на каком-то одном варианте. Однако он переводит сложный язык (астро)физиков на язык образов, объясняя сложные понятия и суперсовременные теории, предлагая заглянуть туда, где Бог кажется еще более непостижимым и могущественным. Он позволяет если не разгадать тайну, то по крайней мере приблизиться к ней самой.
«Сейчас мы знаем, что каждой частице соответствует античастица, с которой она может аннигилировать. Могли бы существовать целые антислова и антилюди, состоящие из античастиц. Но встретив антисебя, не вздумайте поздороваться с ним за руку! возникнет ослепительная вспышка света,и вы оба исчезнете!» (с)
Астрофизика с космической скоростью. Нил Деграсс Тайсон
Нил Деграсс Тайсон еще один популяризатор науки и, кстати, обладатель Медали Стивена Хокинга и тоже, кстати, один из звездных гостей «Теории Большого взрыва».
В сериале он пару раз вступал в перепалку с одним из главных героев-астрофизиков, потому что сам, как вы уже поняли, не только астрофизик, но и человек, обладающий хорошим чувством юмора, что позволяет ему писать не просто занимательные, а именно остроумные книги о самых главных загадках нашей Вселенной: от темного вещества и гравитации до возможности межгалактических полетов и, собственно, самой Теории Большого взрыва.
«Красота и мощь физических законов в том и состоит, что они действуют везде и не зависят от того, кто в них верит, а кто нет. Иначе говоря, все, кроме законов физики, — не более чем мнение» (с)
Как я убил Плутон и почему это было неизбежно. Майк Браун
А есть еще те, кто помнят, как мантру: Меркурий-Венера-Земля-Марс-Юпитер-Сатурн-Уран-Нептун-Плутон? Я, например, как выучила в детстве, так не могу до сих пор избавиться от ощущения, что современные карты Солнечной системы меня разыгрывают, что аж хочется кричать вслед за Шелдоном Купером: «И, поскольку, мне нравится Плутон, мне не нравитесь вы!»
Но, увы, Плутон был лишен статуса планеты аж 20 лет назад по решению Международного астрономического союза, потому что были обнаружены другие планеты, которые тоже не совсем планеты, а скорее карликовые планеты, потому что... — и далее по списку.
А что же там далее по списку — как раз и можно узнать из книги Майка Брауна, который обнаружил одну из ныне признанных карликовых планет — Эриду.
«В астрономии существуют определенные правила, утвержденные Международным астрономическим союзом, которым нужно следовать, называя тот или иной объект. Кратеры на поверхности Меркурия следует называть именами умерших поэтов, спутники Урана названы именами героев произведений Шекспира» (с)
Интерстеллар: Наука за кадром. Кип Стивен Торн
Если вы не восхищались визуальной картинкой «Интерстеллара» и не рыдали в эпизоде с видеосообщением, значит сердца у вас нет!
Ну а если серьезно, то такая масштабная и сложная картина, как фильм Кристофера Нолана, конечно же, не могла обойтись без научного консультанта. Творцов в искусстве всегда привлекает сложность, многогранность темы, но чтобы эта многогранность не переросла в сказочность, и нужны научные консультанты.
В фильме естественно много допущений и даже, возможно, несостыковок, которые видны ученым, но незаметны далеким от астрономии и физики людям. Тем интересней читать, сколько концепций, научных теорий и всевозможных законов было использовано для создания цельной картины будущего, когда осваивать дальние уголки Вселенной становится для человечества не вопросом любопытства, а вопросом выживания.
«В кино это не редкость: чтобы снять шедевр, режиссер часто доводит все до предела. В фэнтезийных фильмах вроде «Гарри Поттера» этот предел находится далеко за границами научной достоверности. В научной же фантастике он, как правило, остается в границах вероятного. Собственно, это главное отличие между фэнтези и научной фантастикой. «Интерстеллар» — научная фантастика, а не фэнтези».
Почему небо темное. Как устроена Вселенная. Владимир Решетников
Интересный факт: понятие «мультивселенная» придумали не Марвел и не DC – это понятие из физики. Вернее, из астрофизики. Когда ученые задумываются о том, что было за 3 секунды до Большого взрыва, они понимают, что... не знают. Это, наверное, самый главный вопрос во Вселенной, на который пока нет ответа. Кто-то рассуждает о том, что раз у Вселенной есть начало, значит, у неё есть и Создатель (это не я такая умная, это Стивен Хокинг так говорил), кто-то же задумывается о том, что Вселенная — лишь часть чего-то большего.
Ну и самый главный вопрос на сегодня — так почему же в Космосе темно? Оказывается, этот вопрос связан с самым общим устройством нашей Вселенной — с тем, конечна она во времени и в пространстве или бесконечна, расширяется ли она на самом деле и из чего состоит...
«Библейская картина мира была построена вокруг человека. Человек находился в центре Вселенной – на Земле, вокруг которой обращались планеты, Солнце и Луна, а снаружи все это замыкалось сферой божественного. Коперник передвинул Землю из центра Солнечной системы, затем Диггес и Бруно убрали ограничивающую нашу планетную систему внешнюю сферу, сделав Солнце рядовой звездой среди множества подобных. Вильям Гершель открыл нашу Галактику в виде гигантского уплощенного скопления звезд. Солнце по Гершелю находилось вблизи центра Галактики. В XX веке, в первую очередь усилиями Хаббла, было доказано, что Галактика – рядовой объект среди множества других. Кроме того, Солнце было передвинуто на периферию нашей звездной системы. Окружающая Солнце планетная система тоже не уникальна – планеты присутствуют, по-видимому, у большинства звезд. И вот, на рубеже XX и XXI веков, начало формироваться представление, что очередная «черепаха» – наш заполненный галактиками расширяющийся пузырек пространства-времени – не последняя и за ее пределами уже маячит следующая – Мультивселенная» (с)