24.10.2025
Интервью

«Пожаловаться могли даже на академика»

"РГ" узнала, как работает Справочная служба русского языка

Текст: Елена Кухтенкова

Справочная служба – уникальное подразделение Института русского языка, куда звонят люди самых разных профессий, чтобы выбрать наиболее верный вариант написания или произношения какого-либо слова из огромного потока вариантов, которые заполняют современное виртуальное и медийное пространство. «Почему договор о прекращении огня в cекторе Газа заключали в Шарм-эш-Шейхе? В названии города ошибка?», «Уверены ли вы в правильном написании аббревиатуры БПЛА?», «Как пишется слово “маркетплейс”?».

О работе над ответами на подобные вопросы и закулисной жизни Справки, как называют ее сами сотрудники, “РГ" рассказала координатор Справочной службы русского языка Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН Оксана Грунченко.

Оксана Михайловна, начну с одной легенды. Это правда, что знаменитый лингвист Виктор Владимирович Виноградов, будучи директором академического института, который теперь носит его имя, решил подежурить на Справочной службе? И дело закончилось якобы неудачей - жалобой. Звонившим был нужен четкий ответ, а Виноградов рассуждал и знакомил их с разными языковыми возможностями: "С одной стороны, с другой стороны..."?

Оксана Грунченко: Эта история вызывает у меня сомнения. Очень сложно себе представить, что человек, даже очень компетентный, даже высочайшего класса профессионал, просто так ради любопытства придет и станет отвечать на телефонные звонки граждан. Такое вряд ли могло произойти и в конце 50-х - 60-х годов, и сейчас.

А вот тот факт, что даже на академика Виноградова кто-то мог пожаловаться, меня нисколько не удивляет. Задающий вопрос может позвонить в надежде, что ему дадут единственно правильный ответ в течение первых пяти секунд. А вместо этого ему начинают объяснять, что есть варианты, что выбор одного из них – это его личное решение. И бремя этого решения фактически перекладывают на плечи того, кто звонит. Этой ситуацией человек может быть чрезвычайно недоволен. Настолько, что выразит свое недовольство в не очень приятных словах. Да, иногда бывает так, что мы сами не можем ответить на вопрос и переадресовываем человека, например, к коллегам, которые специализируются на изучении истории русского языка. Ведь Справка, скорее, может помочь в вопросах, связанных с современностью. А вот если речь идет о состоянии языка много веков назад, это уже вопрос к историкам русского языка.

Ну вот, скажем, приходит к вам молодой сотрудник. Он сразу остается один на один с телефоном?

Оксана Грунченко: Ну, что вы, как минимум год, общаясь с людьми, новый сотрудник находится под присмотром, если можно так выразиться, старшего товарища, который может подсказать, в какой словарь заглянуть и как построить ответ. За это время специалист учится разбираться в иерархии источников, степени их авторитетности, чтобы впоследствии, получив за год всю информацию, работать самостоятельно.

Случалось слышать такие каверзные вопросы, которые ставили бы ваших сотрудников в тупик?

Оксана Грунченко: Иногда люди пытаются привлечь внимание к каким-то фактам бытования языка, на которые ученые внимания не обращали. Ну, например, после ковида все прекрасно освоили покупки с использованием интернета. И не только в интернет-магазинах, но и на больших торговых площадках, которые начали называть маркетплейсами. Вдруг поступает нам звонок в Справочную службу, и человек спрашивает: «Скажите, пожалуйста, как писать “маркетплейс”? Слитно или через дефис?» Мы объясняем, что слитно, он интересуется, почему слитно, после чего говорит: «А в словарях-то этого слова нет!» Мы были искренне удивлены, обнаружив, что это, действительно, так. Передали информацию коллегам, которые работают над созданием Русского орфографического словаря. В 2023 году слово на страницы словаря попало.

Работа Справочной службы, как вам кажется, сильно поменялась по сравнению с советским временем?

Оксана Грунченко: Думаю, в советское время люди могли обратиться сюда, скорее, от недостатка информации. У человека не было словаря под рукой, а нужно правильно написать, например, слово “партгрупорг”, и он звонил в Справочную службу. Сейчас ситуация другая, речь идет не о недостатке информации, а о ее избытке.

Всем, пусть не на полке, а в электронном виде, доступны десятки словарей. Но они часто рекомендуют по-разному слово произносить, по-разному определяют его грамматические характеристики. Вот в таком случае обращаются к Справочной службе, как к своего рода третейскому судье: “Помогите выбрать правильное решение!” Этот избыток информации еще связан с тем, что и у спрашивающего, и у отвечающего появились справочные инструменты, которых не было еще совсем недавно. Буквально еще в недалеком прошлом, до ковида, основным источником данных о слове был всё-таки бумажный словарь.

Как устроена работа сотрудников Справки, какие у них обязанности?

Оксана Грунченко: Для того, чтобы информация, которую мы получаем, не пропала, ценная обратная связь не осталась просто бесплодной, "поговорили-разошлись", специалисты информацию сохраняют: после телефонного разговора делается фиксация вопросов, ответов, а если необходимо, то и дополнительных комментариев. Если мы понимаем, что обнаружили слово, которое до последнего времени отсутствовало в словарях, мы идем к коллегам, привлекаем их внимание к этому факту. Это вовсе не значит, что новое слово сразу появится в словаре. Начинается обсуждение внутри научного сообщества, стартом, толчком для которого является вопрос гражданина.

Вы работаете с 12-00 до 16-00 часов дня. Часто приходится брать трубку?

Оксана Грунченко: Бывает активность граждан такая, что телефон просто не умолкает. Это может быть связано с каким-то событием в мире, которое невозможно было предсказать и которое у людей, возможно у журналистов, у редакторов телевизионных каналов или просто у внимательных граждан, вызывает вопросы. Вот свежий пример. Проходит "подписание документов в Шарм-эш-Шейхе, куда прибывают главы США, Египта, Катара и Турции”. Внимательные россияне негодуют: "Ошибка!. Мы привыкли отдыхать в Шарм-эль-Шейхе… Или, может быть, это два разных города?"

До этого нам вопросы про Шарм-эль-Шейх никто не задавал. Наш специалист начинает разбираться и обнаруживает, что уже довольно давно картографы разъяснили: правильнее передавать название всем известного египетского курортного города именно как Шарм-эш-Шейх.

Люди каких профессий обращаются к вам чаще?

Оксана Грунченко: Чаще обращаются те, кто со словом работает профессионально: редакторы, корректоры, преподаватели. А вот критикуют чаще специалисты из других сфер. Иногда технари спрашивают: "Почему вы используете или рекомендуете то или иное написание, у нас это слово пишется иначе".

Врачи обычно ссылаются на учебники, по которым учились, и тоже исправляют наши "ошибки". Или звонит какой-нибудь специалист в области геологоразведки и говорит: "Я закончил геологоразведочный институт, и во всех учебниках было слитное написание слова - “геологоразведочный”. А вы рекомендуете писать это прилагательное через дефис. Почему?"

Или еще недавно один гражданин сообщил, что в соответствии с техническими стандартами буква П в аббревиатуре БПЛА должна быть не прописной, а строчной. Действительно, такое написание было бы верным – в соответствии с нормой в слове «беспилотный» компонент «пилотный» находится в середине слова, поэтому правильно БпЛА. Но своего рода социальный заказ, активизация употребления этого слова, этой аббревиатуры в речи привели к тому, что пишущие единодушно выбрали иной вариант. Отличный от того, который был ранее у профессионалов.

Были в истории вашей Справочной службы дни, когда вы принципиально не работали?

Оксана Грунченко: Например, когда выпускники школ писали сочинения, традиционно Справка не работала, чтобы не предоставлять возможность одним счастливчикам, которые смогут дозвониться, исправить свои ошибки. Конкуренция должна быть честной. Люди в этот день жаловались, почему это мы трубку не берем.

Оксана Михайловна, о чем вы мечтаете?

Оксана Грунченко: Раньше была мечта оцифровать “амбарные книги” (так в шутку мы называем большого формата журналы учета, где фиксировались звонки). Она исполнилась. Теперь мечтаю ввести в научный оборот те бесценные данные, которые накоплены за многие годы работы Справочной службы.


Справочная служба русского языка была создана по инициативе С.И. Ожегова в 1958 г. Первоначально основным направлением ее деятельности была подготовка письменных ответов на обращения граждан. Позднее у сотрудников Института русского языка появилась возможность по телефону вести живой диалог в режиме реального времени. Дежурными Справочной службы являются штатные сотрудники ИРЯ РАН.