В рамках «Российской книжной недели», прошедшей в октябре в Нижнем Новгороде, прошло открытие первого в России регионального Дома писателя. О том, чем будет жить и прирастать это литературное учреждение, мы поговорили с директором Нижегородского регионального отделения Союза писателей России (СПР) Надеждой Шевелиловой.
Надежда Шевелилова – не новичок на нижегородском литературном поле. С 2014 года по её инициативе проводится Слёт молодых литераторов в Большом Болдине, собирающий около сотни поэтов и прозаиков со всей России. Также она курирует одну из крупнейших в стране региональных литературных премий – «Болдинскую осень», проходящую раз в два года. С 2022 года Шевелилова руководит Нижегородской библиотекой имени Ленина. А в 2025 году последовало новое назначение – на пост директора Нижегородского регионального отделения СПР, которое возглавил Захар Прилепин. На этой должности Шевелилова и будет обустраивать Дом писателя, разместившийся недалеко от Нижегородского Кремля, в уютном деревянном здании XIX века на улице Варварской.
Дом, который призван всех собрать
Интервью: Денис Краснов
Надежда Владимировна, у нижегородских писателей и раньше был свой Дом, и тоже в самом центре Нижнего. Как получилось, что теперь пришлось начинать всё сначала?
Надежда Шевелилова: Прекрасный особняк на улице Минина принадлежал писательской организации в те времена, когда она была единой и возглавлял её известный нижегородский литератор Валерий Шамшурин. Однако в 2006 году дом забрали обратно в казну. В 2007-м писательская организация раскололась на две самостоятельные единицы, обе значились в структуре СПР – и областная организация, и городское отделение. По факту с 2007 года у нас не было единства, и дома как такового у писательской организации тоже не было.
Теперь эти две организации снова стали единым целым в рамках реформирования структуры СПР. Выходит, новый Дом писателя – это символ долгожданного примирения?
Надежда Шевелилова: Действительно, идея передать этот дом вновь образованной писательской организации представляется совершенно своевременной. С этого года у нас должна начаться новая жизнь, потому что объединились мы очень даже неплохо. Суммарно из двух организаций в новую вошло примерно две третьих состава. Остальные либо думают, либо по каким-то причинам ещё не приняли решения, но это, опять же, вопрос времени. Вообще Дом писателя должен стать центром притяжения и реализации крупных федеральных и региональных проектов, да и просто местом общения писательской аудитории. Все самые интересные идеи, все самые важные проекты должны быть реализованы именно здесь.
Удастся ли в итоге объединить все лучшие литературные силы города и области?
Надежда Шевелилова: Есть задача показать, что здесь не выясняются отношения, здесь нет кого-то главного – здесь нужно делать одно общее дело. Это сейчас основная задача, особенно в современных условиях. Писатель – это всегда воин слова, причём значительный воин слова. Писатель сам по себе, по натуре, человек одинокий в своём творчестве. Поэтому очень важно найти единомышленников, с которыми можно общаться не просто по телефону, а встретиться и действительно о чём-то поговорить. Такой душевной беседы писателям не хватает.
Какие ещё задачи стоят перед организацией?
Надежда Шевелилова: Объединение и привлечение молодёжи. Это то, о чём говорил Владимир Ростиславович Мединский в своей программной речи, когда его избрали руководителем СПР на февральском XVII съезде. Работа над этим ведётся, и четверо молодых писателей сейчас готовят документы для вступления в СПР. Если раньше у молодёжи было представление о Союзе как о чём-то консервативном, очень неповоротливом (средний возраст членов СПР сейчас 50+), то теперь мнение об организации меняется. И есть такая нацеленность и мотивация: ребята, если вы хотите сделать эту организацию другой, сейчас это в ваших силах. Пожалуйста, вступайте и сделайте её такой, какой вы хотите её видеть. Тем более, наставничества никто не отменял, и маститые нижегородские авторы готовы выступить в роли наставников для молодых ребят и во всём их поддерживать.
Этому, вероятно, поспособствует и ваше любимое детище – ежегодный Слёт молодых литераторов?
Надежда Шевелилова: Областное министерство культуры реализует этот проект на протяжении одиннадцати лет, у него есть своя изюминка. Во-первых, это, разумеется, место проведения – Большое Болдино. Изначально слёт задумывался в том числе для популяризации наследия Пушкина. Со временем из регионального он переродился во всероссийский, и мы поняли, что его особенностью является душевность и кулуарность, точечная работа с каждым участником. Сто человек – это максимум, который мы берём, чтобы мастера успели дать отклик каждому. Собраться в палаточном лагере у озера, напитаться атмосферой пушкинских мест и общением друг с другом – это особое событие для молодых авторов, полных надежд и романтики. Для многих талантов Слёт становится и социальным лифтом.
Будет ли как-то развиваться тема Пушкина как, условно говоря, «нижегородского автора»?
Надежда Шевелилова: Через «Болдинскую осень», Всероссийский Пушкинский фестиваль оперного и балетного искусства, научные конференции, в том числе – «Болдинские чтения». Болдино – это, в общем-то, нижегородская Мекка, потому что паломничество туда огромное. Музей-заповедник не успевает принимать турпоток, особенно осенью. Не забудем и о том, что Александр Сергеевич создал в Болдине несколько десятков работ. Кто-то говорит 52, кто-то – 63. Разночтения здесь, наверное, с точки зрения законченных сочинений. В любом случае, это колоссальное количество произведений, написанных на нижегородской земле. Понятно, что Пушкин не нижегородский писатель, но он многое здесь создал. Поэтому, мне кажется, мы имеем здесь некоторое право на Пушкина (улыбается).
У литературной премии «Болдинская осень» останется региональный акцент в конкурсной тематике?
Надежда Шевелилова: Мы пока хотим это сохранить. То есть выдвигаемые на конкурс произведения не обязательно должны посвящаться конкретному месту. Но одним из условных персонажей так или иначе должен выступать какой-то топос – в описании быта, нравов и так далее. Пусть даже, например, это место не будет географически названо, но это будет читаться во всём его описании. Эту стилистику хотелось бы оставить – в этом тоже некоторая наша непохожесть на другие литературные премии, которые существуют сегодня в России.
Кроме того, «Болдинская осень» теперь – премия не только для молодых?
Надежда Шевелилова: В 2021 году премия полностью трансформировалась и была тогда направлена исключительно на молодёжь. Первые авторы, кому выручали эту премию, получили по 800 тысяч рублей в номинациях «Проза» и «Поэзия» и 350 тысяч в литературной критике. Это очень неплохие деньги для молодых авторов, и многие из них стартовали с этой премии, издав свои первые книги и реализовав их в разных точках с помощью библиотек, в том числе и областной. А после 2021 года, решив, что для молодых у нас уже есть Слёт, мы убрали молодёжные возрастные рамки, и теперь это, условно, 18+.
Вернёмся к Дому писателя, в котором мы сейчас беседуем. Вы ориентировались на какую-либо модель при организации его внутреннего устройства?
Надежда Шевелилова: В России не так много подобных учреждений. Есть всем известный Дом творчества Переделкино, есть Театр поэзии в Дагестане. Но хотелось создать Дом с учётом нашей нижегородской специфики, привнести в него своё видение. И, знаете, сама конструкция дома подтвердила мысли и помогла сформировать концепцию. Вот, например, мы с вами находимся в большой красивой зале. Собственно, это библиотека нижегородского писателя. То есть все входящие в это общественное пространство сразу видят, что писателей в Нижнем Новгороде много, и очень хороших писателей.
Вижу на полках и Павла Мельникова-Печерского, и Максима Горького, и Захара Прилепина.
Надежда Шевелилова: Разумеется, это библиотека не только современных авторов, являющихся членами СПР. В идеале она должна начинаться с протопопа Аввакума. Далее это, естественно, и Максим Горький, и другие советские авторы. Мы их тоже всех собрали: представлены и Борис Корнилов, и Александр Люкин, и Юрий Адрианов, и другие литераторы. Ну и, конечно, современные авторы. То есть эта библиотека – совершенно живой организм, который будет регулярно пополняться. И наша задача сегодня – популяризировать её среди школ и в Университете Лобачевского (главный вуз Нижегородской области), где есть направление литературного краеведения. И здесь мы хотели бы привлекать научных кураторов, потому что они в этом вопросе знают больше, чем мы.
Соседний зал на первом этаже – более камерный. Здесь будут проводиться встречи с писателями?
Надежда Шевелилова: Нам хотелось бы быть первыми в презентации новых книг наших авторов. Будем разговаривать с ними о том, чтобы "право первой ночи" они отдавали Дому писателя. Этот конференц-зал очень мобильный, здесь могут проходить не только деловые, но и творческие встречи. Вместимость зала – примерно тридцать человек, никакой дистанции между писателем и его почитателями не будет. В этой неформальной обстановке будем учиться популяризировать писателей так, чтобы их читали. Давайте будем честны: к такому диалогу мы пока ещё не очень приучены.
Выше по этажам, кроме нового регионального офиса СПР, разместятся также и своего рода писательские резиденции?
Надежда Шевелилова: Нам очень хотелось воссоздать дух переделкинских дач. Второй этаж разноуровневый, на нём есть антресольная часть с удивительной анфиладой маленьких комнаток без дверей. И вот там появилась задумка воссоздать рабочие кабинеты писателей. Такую резиденцию, куда они могли бы прийти и вдали от домочадцев, не поддаваясь суете будней, уединиться в маленьком кабинете и просто пописать. Там есть и ноутбуки, и МФУ, то есть всё для того, чтобы человек пришёл и занялся творчеством.
На какие средства будет жить Дом писателя? И планирует ли он получать какой-либо доход от своей деятельности?
Надежда Шевелилова: В областном бюджете есть определённые статьи, по которым выделяются средства. Мы будем собирать членские взносы в любом случае, потому что Дом – это дом, он требует больших расходов и вложений. О Слёте и «Болдинской осени» я уже и не говорю – это то, что стоит в планах министерства культуры и ежегодно финансируется. Новые писательские проекты хотелось бы также реализовать с помощью грантов и конкурсов. Через гранты Президентского фонда культурных инициатив, Фонд президентских грантов, областные министерства молодёжной, региональной и муниципальной политики. Получать доход мы планируем, но не в самое ближайшее время. Дом сначала должен встать на ноги и зарекомендовать себя. Мы надеемся, что здесь действительно начнётся настоящая литературная жизнь. Составлены планы работы, они включают в том числе и патриотическое воспитание. Мы хотим встраиваться в «Пушкинскую карту», создавать интересные литературно-музыкальные программы, знакомить нижегородцев с нашим наследием, нашими писателями и действительно поднимать планку писателя как такового.
Какие события ожидаются в Доме писателя в ближайшее время?
Надежда Шевелилова: 2 ноября с 17 до 18 часов в Доме писателя состоится первое мероприятие нашей организации. Литературная встреча под названием «Нижегородская поэзия. Голоса молодых». Лучшие из лучших, которые, несмотря на свой молодой возраст, уже являются членами СПР и имеют всевозможные лауреатства регионального и всероссийского уровней, коротко представят свою поэзию в рамках акции «Литература и поэзия», проводимого по федеральной повестке в День народного единства. С удовольствием покажу наш Дом всем, кто придёт в этот выходной день. Хочется, чтобы нижегородцы и гости города знали об этом месте. И чтобы он стал домом для всех.
