06.11.2025
Литературные премии

В музее «АТОМ» записали первую главу «Истории Будущего»

6 ноября в Москве в интерактивном музее «АТОМ» на ВДНХ торжественно и высокотехнологично подвели итоги международной литературной премии в области научной фантастики «История будущего». Наградив девятерых авторов лучших рассказов в трех категориях, устроители пообещали: премия станет ежегодной

Михаил Визель вручает специальный диплом портала ГодЛитературы.РФ Николаю Проневу / Фрагмент трансляции церемонии награждения Вконтакте
Михаил Визель вручает специальный диплом портала ГодЛитературы.РФ Николаю Проневу / Фрагмент трансляции церемонии награждения Вконтакте

Текст: Михаил Зильев

Церемонию в футуристическом павильоне по праву открыл Андрей Тимонов, директор департамента коммуникаций госкорпорации «Росатом», поддержавшей премию. Он вкратце перечислил направления деятельности госкорпорации (термоядерная реакция, 3D-печать человеческих органов) и подчеркнул, что научная фантастика – это «полигон ума» и проявление «технологического оптимизма», а литературная премия – «платформа для диалога между наукой и культурой». «Мы инвестируем в идеи, которые уже завтра могут изменить наш мир», – заявил Андрей Тимонов. И впервые объявил: «Второй международной литературной премии в области научной фантастики – быть!» Завершая выступление, он вопросил: «Чем мечта отличается от стратегии?» И сам ответил: «Когда я мечтаю, я улыбаюсь».

Вторым выступил председатель жюри премии, писатель, киносценарист Андрей Геласимов. Он отметил, что подавляющее количество присланных работ было посвящено искусственному интеллекту: «Мне было интересно, насколько крепки связи современных фантастов со своими предшественниками. Как прорастает искусство. И я нашел. Не было темы супероружия. Не было путешествий во времени. Но было очень много про искусственный интеллект. А ведь это наследие Беляева – отделенная от тела голова профессора Доуэля. Но были неожиданные ходы – например, про мир, из которого изъята "Ромео и Джульетта". Я задумался – что есть основная черта фантастики? Она – о целеполагании».

Технооптимизм поддержало новаторское исследование. Аналитический центр ВЦИОМ, который выступил партнером премии, провел нейросетевой анализ конкурсных работ и представил интегральную картину будущего, творимого современными фантастами.

Константин Абрамов, генеральный директор Фонда ВЦИОМ, представил ключевые выводы: «Авторов объединяет поиск гармонии между технологическим прогрессом и человечностью. В центре их внимания – не просто гаджеты и космические корабли, а этические дилеммы, контакт между разумом и чувствами, и, что особенно важно, – вера в то, что наука и технологии должны служить во благо человека».

После общих выводов о глобальных перспективах перешли к награждению конкретных победителей, выбранных в два этапа. Сначала из более чем 2400 заявок со всего мира жюри выбрало 27 финалистов, а потом уже из них – девять победителей, по трое в каждой из трех категорий. Обладатель первого места получает при этом 1 млн руб., второго – 500 тыс. руб. и третьего – 300 тыс. руб.

Генеральный директор фонда «АТОМ» Елена Мироненко, выйдя на сцену, начала с того, что обратилась к своему напарнику: «Вот уже неожиданно видеть в качестве соведущего целого академика!» Степан Николаевич Калмыков – действительно академик РАН.

Мироненко представила финалистов международной номинации, обратив внимание на особую атмосферу музея «АТОМ» как пространства, где пересекаются научные и культурные векторы развития: «Для нас очень важно говорить про будущее. Лет 50 назад об этом активно говорили физики и лирики. И у нас в экспозиции есть целый зал "Время мечтать", посвященный мирному применению атомной энергии в СССР в 1950–1980-х годах. Очень важно, что здесь, на территории музея, на стыке науки и культуры, собрались писатели. Ведь они – целая культурная эпоха».

Награды также вручали директор департамента «Планета детства» издательства АСТ Сергей Тишков и генеральный директор издательства «ЭКСМО» Евгений Капьев он подчеркнул, что «все рассказы финалистов имеют потенциал на романы», но посетовал на то, что в некоторых из них «не хватало науки».

Награды первого сезона премии «История будущего» распределились так:

В номинации «Лучший рассказ на иностранном языке»:

  • I место: Леонид Алирио Марино Мурильо (Leonid Airio Mariño Murrillo, Колумбия) с рассказом «Парадокс Юпитера».
  • II место: Имраан Кувадия (Imraan Coovadia, ЮАР) с рассказом «Высокоразвитые, холодные и бесчувственные».
  • III место: Вальтер Тарталья (Valter Tartaglia, Италия) с рассказом «Пробуждение Ниилы».

Вальтер Тарталья в своем видеообращении отметил: «Днем я работаю руками, я мастер по дереву, а пишу ночами, так что эта награда – воистину моя воплощенная греза». А победитель номинации Леонид Алирио Марино Мурильо признался, что именно объявление о запуске премии вдохновило его вернуться к творчеству: «Я долго не писал, мне надо было поддерживать семью, а тут я увидел объявление о премии, и это побудило меня снова взяться за перо».

В номинации «Лучший рассказ»:

  • I место: Рагим Джафаров с рассказом «Псипатриарх».
  • II место: Александр Лепёхин с рассказом «Пирожки».
  • III место: Денис Столяров с рассказом «Эффект Манделы».

Денис Столяров, проректор Сколтеха, рассказал, что вдохновение черпает из своей работы, где каждый день видит «горящие глаза коллег и студентов».

Рагим Джафаров, получая награду, подчеркнул: «Мы все придумываем себе биографию, в которой живем. И каким-то образом создаем будущее. Мечтайте!»

В номинации «Лучший рассказ для детей и подростков»:

  • I место: Марина Аницкая с рассказом «Гостья с Земли».
  • II место: Алексей Олейников с рассказом «Ёлка на Энцеладе».
  • III место: Алиса Коротовских с рассказом «Ложное солнце».

Получая награду, Алексей Олейников высказал следующее наблюдение: «Я работаю в школе, и я вижу, что дети – это и есть фантастика». А Марина Аницкая объяснила, чего ей хотелось добиться в своем рассказе: «Мое мировоззрение когда-то поменял сериал "Звездный путь", потому что прошлое там казалось светлым и хорошим. Мне очень хотелось в своем рассказе дать именно такое представление о будущем – как о чем-то хорошем».

Помимо основных наград партнеры премии вручили свои дипломы. Приз издательства «Эксмо» с формулировкой «За метафоричный и чувственный стиль, за уникальный авторский голос» получила Юлия Домна за рассказ «Век кузнечиков».

Портал «ГодЛитературы.РФ» отметил рассказ Николая Пронева «Сон в цифровую ночь» – «За буквенный след в цифровой эпохе». «Очень приятно, что цифровые Оберон и Титания встречаются в небесах над вполне реальным пушкинским Михайловским», – сказал, вручая диплом, шеф-редактор «Года Литературы» Михаил Визель.

«Самое главное – это сохранить то, что мы берем с собой в будущее из прошлого», – сказал, принимая награду, Николай Пронев.

Все рассказы финалистов первого сезона премии «История Будущего» уже доступны здесь.