Текст: Руслан Манеев
Гэнки Кавамура. Если все кошки в мире исчезнут. Перевод с японского Т. Л. Платонова. — Москва: «Эксмо», издательский бренд «БОМБОРА», 2024. — 181 с.
Лидер литературных чартов роман "Если все кошки в мире исчезнут" Гэнки Кавамуры - одна из самых удобных книжных продукций для подпитывания мифа о литературном бестселлере. Действительно, эта книга - знак доброго "меломанского" вкуса: "вообще, нравится всё". Внежанровая "бестселлерная" стилистика романа вкупе с популярной психологической темой делают книгу увлекательной и понятной на грани "терапевтического" нон-фикшна (вроде не менее бестселлерного «К себе нежно. Книга о том, как ценить и беречь себя»).
Сюжет романа принято определять как "греющая и уютная история о важных истинах". Эту книгу можно подать как угодно. Этим воспользовались отечественные книготорговцы.
Если бы эта книга была валютой, трейдерам следовало вложиться в неё ещё в 2020 году. С момента издания прошло пять с лишним лет, а популярность только увеличивается, причём в три раза по сравнению с прошлогодним замером.
"Книга японского писателя Гэнки Кавамуры «Если все кошки в мире исчезнут» стала самым популярным произведением 2025 года" - совсем недавняя новость. О безумном тираже заявил генеральный директор издательства «Эксмо» Евгений Капьев: 450 тысяч экземпляров. Это в девять раз больше, чем, например, тираж победителя национального конкурса "Книга года" роман "Тума" Захара Прилепина. Хотя здесь могут быть неуместными любые параллели: как получилось так, что роман японского автора оказывается вне конкурса?
В романе рассказывается о семи днях, в течение которых молодой парень узнаёт о своей скорой неминуемой смерти и справляется с осознанием этого факта. "Если все кошки в мире исчезнут" - прежде всего психологическая игра. К герою является дьявол (по имени Алоха) и предлагает сделку: один предмет, значимый для героя, в обмен на один дополнительный день жизни. Такая концепция позволяет сюжету восприниматься и как притча, и как мелодрама, и даже как учебник жизни. Но с каждым таким определением есть проблемы.
Всё дело в сомнительном художественном наполнении. Безликость героя хочет показаться притчевостью истории: "обо всём и о каждом". Круг предметов для аннигиляции дьяволом Алохой сужается до той свалки, которая оказывается в квартире героя. Под прицел попадают шоколадные печенья, телефон, часы, кинофильмы и даже кошки. Конечно, выбор предметов метафорический, что играет в пользу иносказательности произведения. Однако герой бездействует вплоть до самого финала, и по прочтении читателю остаётся только лирическое переживание по отсутствие этих предметов.
Кстати, предлагаем сравнить первые главы романа со слогом классического учебника селф-коучинга Наполеона Хиллза "Думай и богатей". Сходство угадывается и в назначении сюжета, - он как бы "плавает", то и дело отходит на второй план. Навряд ли такая литература была обязательным референсом при создании романа. Однако, к сожалению или к счастью, книга оказывается сборником мудрых маминых цитат.
Такие советы подчас оказываются в нашей жизни на вес золота. Но должны ли они составлять ценность книги-бестселлера - хороший вопрос. Навряд ли.
Трудно сказать, пояс какого цвета заслуживают приёмы мелодрамы в романе. Безвыходное одиночество героя, встреча с бывшей - и болезненные воспоминания о прошлых отношениях, непережитая травма от смерти матери и первого питомца - кота Латука, - всё связывается в эмоциональный узел единомоментно, когда герой узнаёт о своей скорой смерти. В романе образуется атмосфера невыраженной боли, страха, скорби, - создаётся вполне поэтическое состояние. Нельзя не пожелать аниме-адаптации этой истории: яркие визуальные образы прекрасно бы дополнили лирику.
Жаль, что эта недооценённая сторона романа находится вне замысла автора. Книга пролистывается скоро: односложность действия, необязательные перипетии и навязчивые философствования не задерживают мысль. Поэтому вполне возможно, что ощущение уюта и комфорта, о котором говорят читатели, вполне заслуга тех ощущений, которые получаешь при прочтении между строк.
Невыгодно выделяется в сюжете, пожалуй, только линия взаимоотношений героя с отцом. Утрированная отчуждённость отца от своего сына странно фиксирует мышление повествователя вокруг образа матери. Совсем жалко на этом фоне выглядит её завещание в финале произведения.
Согласимся, что описание откровений человека перед смертью выражает опыт экстраординарного взгляда на жизнь. "Многие моменты жизни, о которых я раньше и не задумывался, сейчас показались мне очень важными," - говорит главный герой, и его слова становятся лейтмотивом повествования. Жаль, что внимательному читателю нечего получить от романа, кроме узнаваемых сравнений кошек с меховым шаром да жалости к главному герою, неправдопободно беспомощному перед лицом смерти.
Остаётся вопрос: неужели читателям так близка книга? Однако, если в истории успеха этой книги и замешаны манипуляции отечественных издателей или виноват в этом мировой сговор - ничего не удастся сказать наверняка. Мы имеем факт: книга нескромно популярна. "Почему же?" - ответы в этом случае только в форме вопросов. В очередной раз читателям дали повод почувствовать себя не лишними в книжном бизнесе? Читатель соскучился по цитатам Омара Хайяма? Поваренная книга простых истин - самая нужная литература во время потрясений?
"Если все кошки в мире исчезнут" - симпатичная сказка-однодневка, и идеальнее эта книга станет в одном случае. Пусть читатель скупит весь пятилетний миллионный тираж: ему будет чем платить дьяволу Алохе за подписку на стриминговый сервис бытия.
