Текст: Татьяна Ткачева /РГ, Воронеж
Фото со страницы «Активного театра» в Фейсбуке
Московский «Активный театр» намерен втянуть воронежского зрителя в действие спектакля по роману Прилепина о Соловецком лагере особого назначения. Его сыграют 17 мая в главном корпусе Академии искусств.
«Обитель. 16 рота» появилась благодаря сотрудничеству режиссера Марины Перелешиной и Государственного литературного музея. В основе спектакля - читка нескольких глав объемистого романа. «Обитель» живописует быт и дух одного из первых «островов» ГУЛАГа, с его уникальным «микрокосмосом»: действующий храм, собственные газеты, епископы на нарах и исследования ученых-зеков. А главное — кровавая и подлая изнанка человеческих отношений, многажды описанная в «лагерной прозе». Но режиссер наверняка расставит акценты как-то по-своему.
Кроме актеров - Алексея Шутова и Андрея Филиппака, задействованы музыканты - участники музыкальной группы 25/17, с которой сам Прилепин часто сотрудничает как музыкант. Они исполнят свои популярные композиции и песню, записанную специально для «Обители».
- Я всегда немного страдаю на спектаклях по своим текстам - сразу слышу, что надо было сделать иначе, не так. Но здесь искренний и мощный актерский заряд и музыкальная составляющая были настолько очаровательны, что я часто просто забывался - мой ли текст, не мой. Это самое главное ощущение. Значит, что-то работало помимо текста, - сказал Захар Прилепин, посмотрев премьеру в московском музее Серебряного века.
Формат спектакля режиссер определяет как «work in progress» - иными словами, в нем постоянно происходят изменения, которые во многом зависят от реакции публики. Вовлечение зрителя в игру - кредо «Активного театра».
Этот показ - часть арт-проекта Molodost’, который уже больше года знакомит Воронеж с модными театральными веяниями. Немногим меньше «стаж» нового здания Академии искусств как общегородской культурной площадки: бывший Дом офицеров долгое время существовал в ранге заштатного ДК. Теперь там проходят концерты и выставки, играются спектакли, не требующие сложной сценографии.
Потом будут говорить, что здесь был ад, а здесь была жизнь…«На Соловках называли расстрел по-всякому. Одни говорили: уводят налево. Другие — под размах. Третьи — отправить на Луну. Четвёртые — в шестнадцатую роту. Впрочем, отправкой в шестнадцатую роту называли любую смерть — болезнь ли, самоубийство или что-то другое»…
Posted by Активный театр on 6 Май 2015 г.
Эдуард Бояков, ректор воронежской Академии искусств, продюсер, режиссер:
- «Обитель», как мне кажется, книга из разряда тех, которые появляются не каждое десятилетие. Это настоящий большой роман. Это та литература, без которой нет нации, нет национальной повестки. Я восхищаюсь многими книгами Пелевина и Лимонова, но это другой жанр. Большой роман за последние лет 30 (а то и больше) у нас случился один - «Ледяная трилогия» Владимира Сорокина. Я подчеркиваю, что полноценным романом является именно трилогия, а не отдельные книги, которые выходили одна за другой. Если «Трилогия» Сорокина, русский религиозный роман, следует за булгаковским «Мастером и Маргаритой», то «Обитель» связана скорее с традициями русского романа XIX века. Еще я сравнил бы эту книгу с любимым мною «Шантарамом» Грегори Робертса. Именно благодаря образу героя - он глубокий, выпуклый, трагический, но одновременно как бы недопроясненный, загадочный… На этом сравнения нужно закончить. Когда речь идет о по-настоящему большой книге, сравнений вообще не должно быть много. Остается только радоваться, что в Воронеж, к нам в Академию, приедет этот спектакль.