Текст: Михаил Визель/ГодЛитературы.РФ
Фото: Алексей Панов/РИА Новости, ria.ru
Список внеклассного чтения, розданный ученикам московской школы после шестого класса, способен вызвать не только восхищение, но и изумление. «Хроники Нарнии», «Алые паруса» - это понятно; когда, как не сейчас? «Дубровский» и «Нос» - это тоже понятно, их будут проходить; да и Лем с Брэдбери вопросов не вызывают. Но «романы о короле Артуре и «рыцарях круглого стола»? И, главное, «Дон Кихот»? Даже если учесть, что речь идет о «центровой» московской школе, предъявляющей к ученикам очень высокие требования - осилят ли двенадцатилетние отроки и отроковицы 500-страничный том? По которому не снято до сих пор ни одного полноценного блокбастера и даже не выпущено компьютерной стрелялки? Поймут ли заложенную автором иронию по отношению к рыцарским романам, на которых спятил Алонсо Кихано, да и к самому этому персонажу? Оценят ли рыцарственность его идеальной любви к Дульсинее?
Парадоксальным образом, это не важно. Списки книг в данном случае составляются не для того, чтобы их непременно прочитали; а для того, чтобы дети поняли - есть такая важная штука, «Дон Кихот», которую надо знать и уважать, вне зависимости от степени личного с нею знакомства.
Аналогично, Бродский, доведенный до отчаяния зияющими пробелами в культурном багаже своих американских студентов, раздавал им перед началом семестра огромный, на 150 позиций, список must-read, начинавшийся «Бхагавад-гитой», «Махабхаратой», «Гильгамешем» и Ветхим Заветом. Далее в нем значились труды Блаженного Августина, Фомы Аквинского, Боккаччо, Рабле, Шекспира, - и, разумеется, Сервантеса. Отдельно шли поэты двадцатого века, перечень которых открывался именами Цветаевой, Ахматовой, Мандельштама, Пастернака, Хлебникова, Заболоцкого.
Иосиф Александровича можно считать снобом и эстетом, но едва ли - наивным идеалистом. Разумеется, он не надеялся, что его студенты бросят свой, условно говоря, бейсбол и углубятся в Блаженного Августина. Он просто хотел продемонстрировать, на каком уровне собирается вести с ними беседу.
Дон Кихот - это тоже показатель уровня разговора; и в этом смысле раннеподростковый возраст - вполне подходящее время для его начала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ЛЕТО
6 класс
Народные исторические песни и баллады:
«Грозный и Домна»
«Баллады о Робин Гуде» (пер. Игн. Ивановского)
«Крысолов из Гаммельна» (пер. Л. Гинзбурга)
Исторические баллады, элегии, поэмы:
В. Жуковский «Три песни»
А. Пушкин «Полтава», «Рылеев», «Смерть Ермака», «Иван Сусанин»
М. Лермонтов «Пленный рыцарь»
А. К. Толстой «Песня о Гаральде и Ярославне», «Василий Шибанов»
В. Брюсов. «Смерть рыцаря Ланселота». «Король Артур»
Н. Асеев «Синие гусары».
Р. Саути «Бленгеймский бой» (пер. А. Плещеева)
Ф. Шиллер «Перчатка», «Рыцарь Тогенбург» (пер. В. Жуковского)
Р. Стивенсон «Вересковый мед» (пер. С. Маршака)
Героический эпос:
«Песнь о Роланде»
Ж. Бедье «Роман о Тристане и Изольде»
Литературная сказка:
Е. Шварц. «Дракон»
Исторические романы и повести:
В. Скотт «Роб Рой»
А. Конан Дойл «Сэр Найджел», «Белый отряд»
Р. Хаггард «Прекрасная Маргарет»
М. Стюарт «Полые холмы»
И. Ефремов «На краю Ойкумены»
Детская авантюрная литература:
Г. Мало «Без семьи»
Дж. Гринвуд «Маленький оборвыш»
Русская литература
А. С. Пушкин «Метель», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Дубровский»*, «Гробовщик»*
М. Ю. Лермонтов «Беглец», «Ашик-Кериб»
И. С. Тургенев «Бежин луг», «Певцы», «Хорь и Калиныч»
Н. С. Лесков «Левша», «Лев старца Герасима», «Несмертельный Голован»
А. Платонов «Неизвестный цветок», «Стальное колечко», «Волшебное кольцо»
А. С. Грин «Алые паруса», «Бегущая по волнам»
В. Г. Распутин «Уроки французского»
В. П. Астафьев «Последний поклон»
Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла», цикл о Чике
В. М. Шукшин «Срезал», «Критики»
Н. В. Гоголь «Портрет»*, «Вий», «Страшная месть»*, Нос*
А. Н. Толстой «Детство Никиты»
Дополнительно
Л. Н. Андреев «Ангелочек»
В. В. Бианки «Мурзук»
Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»
В. В. Голявкин «Серебряные туфли», «Совесть»
А. И. Куприн «Белый пудель», «Синяя звезда»
Н. С. Лесков «Зверь», «Человек на часах», «Привидение в Инженерном замке»
Е. Баратынский «Перстень»
Б. С. Житков «Механик Салерно», «Элчан-Кайя»
М. М. Зощенко «Колдун», «Великие путешественники», «Золотые слова»
Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова»
А. Алексин «Безумная Евдокия», «Третий в пятом ряду», «А тем временем где-то…»
А. А. Бестужев-Марлинский «Испытание»
Зарубежная литература
Сервантес «Дон Кихот».
Дж. Свифт «Путешествия Гулливера»
Романы о короле Артуре и рыцарях Круглого стола
Дополнительно
Р. Брэдбери «Калейдоскоп»*, «О скитаниях вечных и о Земле», «Все лето в один день», «И грянул гром…»*
Г. К. Честертон «Сапфировый крест»*
В. Гауф «Холодное сердце», «Спасение Фатьмы», «Стинфольская пещера»
Л. Буссенар «Охотники за бриллиантами»
А. Дюма «Королева Марго»
С. Лем «Семь путешествий Трурля и Клапауция», «Крыса в лабиринте»
С. Лагерлёф «Деньги господина Арне»
Дж. Лондон «Там, где расходятся пути»
К. С. Льюис «Хроники Нарнии»
А. Линдгрен «Эмиль из Лённеберги»
Э. Гофман «Золотой горшок»
А. Доде «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона»
М. Дрюон «Тисту - мальчик с зелеными пальцами»
Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста», «Жизнь Давида Копперфилда»
* Художественные произведения, которые будем читать в 7 классе на уроках литературы
Ссылки по теме: