24.06.2015

Чем отличаются издатели Москвы и регионов?

Куратор площадки «Регионы», президент Ассоциации книгоиздателей России Константин Чеченев — о самых красивых нестоличных книгах и об отсутствии обид

Текст: Михаил Визель

В коллаже использован разворот книги "Нижегородская домовая резьба"

В числе "звезд" фестиваля такие авторы, как Алексей Иванов из Екатеринбурга, Захар Прилепин из Нижнего Новгорода, Василий Авченко из Владивостока, Денис Осокин из Казани. "По прописке" это авторы региональные, но представляет их столичное издательство. Не испытываете ли некоторой обиды?

Константин Чеченев: А какая может быть обида, если в настоящий момент только несколько столичных издательств могут обеспечить достойный гонорар для этих писателей. Если бы как для олимпийских чемпионов региональные власти выплачивали большие деньги за успехи в Олимпиадах, то многие писатели остались бы на своей родине и издавались у местных издателей. А так - это жизнь.

На пресс-конференции открытия фестиваля Михаил Сеславинский говорил: "То, что происходит в последние 3–5 лет в региональных издательствах в области краеведческой литературы, вызывает восхищение". Не могли бы вы привести наиболее яркие примеры того, что вызывает восхищение у Михаила Вадимовича? И опять-таки, нет ли здесь искусственного ограничения одной лишь краеведческой тематикой?

Константин Чеченев: Конечно, краеведение - самая сильная сторона деятельности региональных издательств. Естественно, что именно местные специалисты и местные издатели могут в полноте раскрыть самобытность своей малой родины в ее историческом, социальном, культурном аспектах. Они обладают такой научной и художественной фактурой, которой в большинстве случаев не располагают центральные издательства.

При этом готовятся такие издания безукоризненно. Я мог бы назвать, по данным нашего последнего профессионального конкурса «Лучшие книги 2014 года», превосходные, на хорошем европейском уровне сделанные книги «Нижегородская домовая резьба» («Литера», Нижний Новгород), ряд изданий фонда «Возрождение Тобольска», посвященных истории Сибири, альбомы издательства «Традиция» (Краснодар), посвященные истории и культуре Кубани, ее ландшафтам, альбомы издательства «Новая книга» (Петропавловск-Камчатский), посвященные природным богатствам Камчатки, и другие качественные издания этой тематики из Якутска, Архангельска, Рыбинска.

Но с удовольствием отмечаем, что издательства идут не только по этому, очевидному для себя пути. Немало изданий, вровень стоящих по своему качеству с книгами московских и петербургских издательств, и при этом другого вида и тематики: детская и художественная литература («Цитата-плюс» из Ярославля, Татарское и Оренбургское книжные издательства), культурологическая книга издателей из Воронежа и по истории культуры из Новосибирска, прекрасные фотоальбомы издателей из Иркутска и Хабаровска, исследования по истории эмиграции издательства «Рубеж» (Владивосток). Я уж не говорю о серьезных исследованиях университетских издателей Владивостока, Екатеринбурга, Новосибирска.

Есть издатели с новыми медийными инициативами, электронными изданиями («Баско», Екатеринбург).

Словом, сегодня говорить о провинциальных издательствах можно только в географическом плане - в прямом смысле, но никак не в переносном.

Другое дело, что экономика регионального издателя значительно слабее - по объективным причинам.

В последние несколько лет появились необычные издательства-проекты "нового типа", такие как "Кабинетный ученый" в Екатеринбурге и "ИЛ-music" в Казани, которые уж точно не ограничиваются краеведческой литературой, а "замахиваются" на новейшую прозу и изощренный нон-фикшн. Можно ли ожидать роста таких издательств? Или это "боковая ветвь", которой не суждено стать "стволом"?

Константин Чеченев: Стволом такие книги точно не станут, но чем отличаются авторы и издательства в Москве и регионах? В принципе - ничем, только количеством денег.

Как только деньги у такого креативного издательства заканчиваются, издатель или меняют свою политику, или закрывается. Но на его место приходят другие. Тем более что интернет-пространство позволяет создавать и продвигать такие книги сейчас легче, чем раньше.

Больше книг, хороших и разных!