27.06.2015

Как кот уничтожил роман

На Московском фестивале «Книги России» писатели обсудили, как меняется жизнь после получения премий

Текст: Анастасия Скорондаева/РГ

Фото: Аркадий Колыбалов/РГ

Во встрече под названием «Большая книга в жизни писателя» приняли участие авторы, чьи романы были выпущены в «Редакции Елены Шубиной» АСТ: лауреаты премии «Большая книга» Павел Басинский и Марина Степнова, а также финалисты этого сезона Анна Матвеева и Гузель Яхина. Модератором встречи стал директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак.

«Меняет ли получение премии жизнь писателя? Может показаться, что это так. И речь не только о тиражах и гонорарах. Но у многих писателей есть еще и другая профессия. В премии „Большая книга“ представлены все жанры, кроме поэзии. Все лауреаты этой премии неслучайны. И премия «Большая книга» создает новое поколение писателей. И сегодня они перед вами», - заметил Бак.

Разговор получился не только о жизни после премий. Каждый рассказал о чем-то своем.

Павел Басинский - о том, что он думает о премии «Большая книга»:

«Все по-разному относят к этой премии: не тем дают, есть заговор. Но премии всегда даются не тем. Если бы не было „Большой книги“, ее следовало бы придумать.

Во всех странах есть премии, например во Франции их около 400. У нас пока около 80. Но должна быть одна главная. На это звание претендовали несколько премий: „Русский Букер“, но в ней есть какая-то двусмысленность, ее учреждали англичане, такие мы, словно колониальные, получались, и „Национальный бестселлер“, который пытался быть независимой премией. Но они не получились главными.

„Нобелевскую премию“ тоже ругают и дают не тем. Премия - единственный способ привлечь к писателю СМИ. И премии сегодня определяют литературный процесс».

Анна Матвеева - о том, почему пишет чаще всего рассказы:

«Как мне живется после премий, я расскажу, когда получу их, пока я только финалист.

Сейчас рассказ в России переживает второе рождение. Нас всех вдохновил пример Элис Монро, которая получила „Нобелевскую премию“. Почему именно рассказ? Роман мне дается тяжело: сложно следить за героями, я забываю, кто умер, кто родился, у кого была собака… Я записываю на листочке и прикрепляю на доску, вот как-то пришел кот, все это сорвал, и я осталась ни с чем… Я пишу по-честному, все проверяю, поэтому мне сложно. С рассказами легче».

Марина Степнова - о том, почему ее не волнуют премии:

«Каждый автор принимает или не принимает правила игры. Или он ввязывается в нее, если хочет постоянно попадать в „короткие списки“ премий, или нет. Меня эти списки не волнуют. Жить на литературные заработки, если ты не комбинат, затруднительно. Каждую книгу я пишу с ощущением, что ее никто не опубликует. „Женщины Лазаря“ прозвучали, а следующая моя книга не попала никуда».

Гузель Яхина - о том, кому она посвятила свой роман «Зулейха открывает глаза»:

«Этот роман о коллективизации, о раскулачивании. Мою бабушку раскулачили, поэтому тема меня очень волновала. Этот роман - извинение, что я мало интересовалась ее жизнью.

Я много думала об этом, а потом решила почитать литературу о коллективизации. И эта бездонная тема меня всосала. Прежде всего хотелось бы, чтобы этот роман прочитали молодые ребята. Так как они мало знают. Я пыталась сделать увлекательный роман, чтобы их заинтересовать».