Текст: Алёна Ермолаева
Фотографии предоставлены фондом «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей»
ГодЛитературы.РФ поговорил с председателем правления фонда Александром Дегеном.
Александр Герасимович, ваш фонд - единственный в стране, который изготавливает и дарит книги детям с нарушением зрения, причем детям, живущим не только в Москве, но и в регионах. Как и когда появился фонд, кому принадлежала идея?
Александр Деген: Мы издавали поздравительные открытки. Мой одноклассник Юрий Владимирович Микадзе, ныне профессор МГУ, нейропсихолог, предложил: «А почему бы не делать открытки для слепых?» У нас для этого
были возможности: технологии приподнятого контура и т.д. Я не увидел смысла в том, чтобы делать открытки, но на основе этого мимолетного предложения появилась идея делать книжки для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и привлекать для этого меценатов. Шрифт Брайля (рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими людьми) в этом случае не нужен, так как малыши еще не умеют читать. Мы зарегистрировали фонд и обратились в ЮНЕСКО за поддержкой. В те года у этой организации шла волна по созданию клубов ЮНЕСКО по всему миру, и мы стали одним из таких клубов в России. Потом наш проект включили в программу Всемирного десятилетия развития культуры. Так мы начали деятельность, стали приглашать людей на работу. А время было непростое - 1994 год. Образовался коллектив из двенадцати человек, которые, условно говоря, отправились по Москве с рассказом о нашем проекте. И это сработало.
Ваш фонд - один из первых благотворительных фондов, возникших в постсоветской России, вы работаете больше 20-ти лет. Вам достаточно аудитории слабовидящих детей и их родителей или есть необходимость доносить информацию до общества, раскручивать бренд фонда?
Александр Деген: О нас существует огромное количество публикаций, и большое спасибо журналистам, которые нас очень поддержали и продолжают поддерживать. Быть может, благодаря этим публикациям мы и существуем. В 1995-96 гг. фирма VideoInternational фактически стала самым мощным информационным спонсором фонда, сделала маленький ролик о нас и крутила его по всем центральным каналам в течение нескольких лет. Но в определенный момент его сняли, и с тех пор мы туда прорваться не можем. О нас еще помнят, но такая поддержка сегодня была бы очень полезна.
А государство вас поддерживает? Испытываете ли вы финансовые трудности, как многие другие ваши коллеги по некоммерческому сектору?
Александр Деген: Все эти годы фонд существует примерно на одном уровне, мы не стали больше, а в трудные годы - 1998, 2008 - приходилось сжиматься.
Нам трудно живется, но если говорить о государственной поддержке - в 2009 году правительство Москвы нашло нас по интернету и включило в свои издательские программы. Субсидии по этим программам нам очень помогают. В этом году мы также получили небольшую субсидию на издание социально значимой литературы по федеральной программе «Культура России».
Основную поддержку вы получаете от корпоративных спонсоров?
Александр Деген: Да. Причем, некоторые компании поддерживают фонд все эти годы.
Поскольку у нас литературный проект, давайте перейдем от финансовых вопросов и благотворительности к книгам. Расскажите, пожалуйста, что такое тактильная книга, как она выглядит и какие издательства ею занимаются?
Александр Деген: Книжками для слепых и слабовидящих в основном занимаются издательства, печатающие текст на Брайле, мы к этой категории не относимся. Мы создаем иллюстрации. Книжки фонда имеют специальные тактильные элементы. Кроме того, мы используем чудо-карандаш - электронное устройство для считывания микрокодов, напечатанных в книгах, и воспроизведения музыкальных и текстовых файлов.
Расскажите поподробнее о том, какие книги вы издаете.
Александр Деген: Книжки выпускаем разные. Русские народные сказки, зарубежные сказки. За 20 лет издано, конечно, много всего. И очень хочется их переиздать. Мы не издаем учебные пособия, так как основная аудитория - дошколята, и поэтому формат сказок для нас наиболее приемлем. Нам приятно, например, что в некоторых детских садах все наши книги, начиная с самой первой, сохранены. Мне кажется, что уникальность нашего проекта еще и в том, что эти книги созданы под ситуацию, когда ребенок с нормальным зрением подходит к слабовидящему ребенку и говорит: «Дай посмотреть», потому что книги эти интересны. Таким образом, книга помогает в социальной адаптации ребенка с нарушениями зрения. Второй важный момент - это высокий уровень художественной книжной графики. Для нас важно, чтобы все дети росли и воспитывались на качественной книжной графике. И поэтому я очень благодарен нашим художникам и дизайнерам.
Художники - ваши штатные сотрудники?
Александр Деген: Нет, не штатные. Одна из них - замечательный художник Маша Покровская, которая с нами сотрудничает больше 20 лет и по-настоящему прониклась идеей. И еще у нас есть поэт, Оля Кузнецова, пишущая сказки в стихах, которые я очень люблю. Вместе с Машей у них получился фантастический тандем. Над одной книгой - «Азбукой» - мы бились очень долго. На каждую букву не просто подбирали персонаж, но и тактильный материал, который коррелировал бы с ним. Два года длилась работа над «Азбукой», но она получилась хорошо.
Недавно на вашем сайте появилась новость о том, что издана книга в помощь родителям слабовидящих детей. Стало быть, вы развиваете и такое направление?
Александр Деген: Эта книга обобщает опыт Научного центра здоровья детей и Института коррекционной педагогики, с которым давно и плодотворно сотрудничает фонд. Центр занимается проблемами со зрением у новорожденных. Оказывается, если не заниматься таким ребенком до 6 месяцев - то уже невозможно восстановить зрение, а если приложить усилия - то есть шанс, что он будет видеть.
Купить ваши книги невозможно; вы их распространяете по подписке, по запросам?
Александр Деген: Безусловно. Мы коммерческую деятельность не ведем, хоть и имеем на это право по закону. Просто это будет уже другое издательство, которое надо создавать с нуля.
А вы участвуете в конкурсах детских книг?
Александр Деген: Мы участвуем в конкурсах, но только в рамках специальных номинаций. Наше название само за себя говорит.
За рубежом есть фонды, подобные вашему? Мы являемся первопроходцами или на Западе это уже давно внедрено?
Александр Деген: Нет, мы единственный такой фонд в мире, как это ни странно. В 2002 году Генеральная ассамблея ЮНЕСКО в Париже признала наш проект полезным для распространения в других странах.
Это несколько неожиданно, потому что, как правило, к нам с Запада приходят идеи и адаптируются к нашим реалиям, а идею вашего фонда наоборот рекомендуют перенять.
Александр Деген: В Европе и в США очень развито меценатство, но, видимо, никому не пришло в голову создать такой фонд. По крайней мере, мы не слышали о таком, хотя стараемся быть в курсе дел.
Ссылка по теме: