07.08.2015

Предсказания Примакова

В российском Cовете по международным делам прошла презентация книги «Политические портреты деятелей стран Ближнего и Среднего Востока»

Текст: Константин Волков/РГ

Фото: Виталий Белоусов/РИА Новости, ria.ru

Мероприятие было приурочено к выходу сборника, но получилось так, что оно превратилось во встречу памяти академика, бывшего премьер-министра и экс-главы МИД России Евгения Примакова. 4 августа минуло 40 дней со дня кончины выдающегося российского политика и ученого.

Новый сборник - это память о нем. Издание, подготовленное научным руководителем Института востоковедения РАН Виталием Наумкиным и послом, директором Центра международных цивилизаций МГИМО Вениамином Поповым, включает 13 очерков, написанных ведущими российскими востоковедами и журналистами. Их герои - самые заметные политики арабского Востока, Ирана, Израиля конца ХХ - начала ХХI века. В основном - уже ушедших. Как отметил посол Петр Стегний, "о тех, кто уже ушел, писать легче, поскольку их можно оценить объективнее". Книга начинается и заканчивается очерками Евгения Примакова о Ясире Арафате и о Саддаме Хусейне. И с тем и с другим он был знаком, неоднократно встречался и прекрасно представлял себе, что это за люди. Как, впрочем, представлял он, как в деталях так и в целом, обстановку на Ближнем и Среднем Востоке. По словам Стегния, хорошо знавшего академика Примакова, "он видел Ближний Восток как единую систему, где одно вытекает из другого".

Все очерки в книге соответствуют примаковскому "чувству истории", когда в любом заметном явлении или личности видны как перспектива, так и ретроспектива исторического процесса. Очень интересны многочисленные детали, наблюдения, собранные в очерках. "Ненависть к Израилю, которая переполняла Арафата в 1950–1960-х годах, не перерастала в ненависть к евреям, - написал Примаков про лидера "Организации освобождения Палестины". - Когда я впервые встретился с ним, бросилась в глаза его явно семитская внешность. Через некоторое время в дружеской беседе я сказал, что он на одно лицо со многими жителями Израиля. Арафат ответил: "В этом нет ничего особенного, палестинцы и евреи - двоюродные братья". В сборнике речь идет также о полковнике Каддафи, одном из основателей государства Израиль Давиде Бен-Гурионе, о Хафезе Асаде - отце Башара Асада, о лидере "Хезболлы" Хасане Насралле, об основателях монархий Персидского залива, о лидере Иранской революции Хомейни и о других заметных политических фигурах Ближнего и Среднего Востока. Здравствует из них лишь один - премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.

Как рассказал Вениамин Попов, сейчас готовится второй сборник политических портретов - в него тоже войдет очерк Евгения Примакова о лидере курдов Мустафе Барзани. Составители надеются, что книгу получится выпустить к годовщине со дня смерти академика. "Мы еще не до конца осознаем, какое колоссальное воздействие оказал на мир этот человек, - отметил Попов. - Мир сегодня развивается так, как он предсказывал".