07.09.2015

Цыплята по осени

6 сентября завершила работу XXVIII Московская международная книжная выставка-ярмарка

Текст: Павел Басинский/РГ

Фото: Кирилл Каллиников/РИА Новости, www.ria.ru

Не буду долго говорить о том, насколько это важное событие. Это очевидно. Московская книжная ярмарка почти тридцать лет является одним из главных культурных событий года. Праздник книголюбов. Место, где просто хорошо быть.

Но осень на дворе, и потому поговорим о грустном.

Я был на ярмарке в день ее открытия, 2 сентября. И мне показалось, что людей на ней было гораздо меньше, чем в прошлом году.

Впрочем, в прошлом году у меня было такое же ощущение.

Говорят, что в следующие дни и на выходные посетителей на ярмарке было намного больше. Не сомневаюсь в этом. Но и будем смотреть правде в глаза. Интерес к книгам падает. Причем все разговоры о том, что книга "стала дорогим удовольствием", на самом деле, конечно, от лукавого. Средняя цена книги сопоставима с тем, что многие из нас оставляют в продуктовых магазинах чуть ли не ежедневно. Понятно, что человек, у которого не хватает денег на еду и одежду, за книгой не побежит. Но за ней почему-то не бегут и те, у которых этих денег хватает. Просто стали меньше покупать книг. Для того чтобы это понять, не нужно статистики. Достаточно поговорить с друзьями и знакомыми.

Достаточно зайти в один очень мне симпатичный букинистический магазин рядом со станцией метро "Белорусская" и посмотреть на его затоваренные книжные полки, где потрясающие собрания сочинений русских и мировых классиков продаются по цене примерно от 500 до 1000 рублей за все тома. Это те собрания сочинений, за которыми в советские годы охотились как за дефицитом, разыгрывали подписку на них на работе, стояли за ней в очередях. Сегодня те же люди от них избавляются. Как от старой мебели. И продать трудно, и выбросить жалко.

Статистика, впрочем, тоже не утешает. По данным журнала "Книжная индустрия" за апрель 2015 года, только за последний год в России было закрыто более 100 книжных магазинов. На сегодняшний день в России остался 2221 книжный магазин. Таким образом, на один книжный магазин в РФ приходится 64 600 человек. В Москве этот показатель чуть лучше — 55 тысяч жителей. Но ни в какое сравнение со странами с развитым книжным рынком это не идет: в европейских странах в крупных городах один книжный магазин приходится в среднем на 10 тысяч жителей.

Впрочем, растут законные продажи электронных книг. За последние четыре года — в среднем почти на 100 процентов в год. Но и при таких темпах, по прогнозам экспертов, к 2017 году доля электронных книг в России составит примерно 5 % от всего книжного рынка.

Самое главное, я не уверен, что если драконовскими методами лишить людей возможности воровать книги через интернет, то они завтра все побегут в книжные магазины. В интернете много других бесплатных удовольствий.

Но дело не в статистике и не в цифрах, которые будут меняться с развитием книжного бизнеса. Дело в том, что меняется отношение к книге. И уже изменилось — хотим мы этого или нет.

Книжной культуре в середине этого столетия исполнится 600 лет, если иметь в виду печатную книгу, изобретенную Гутенбергом. За это время выпущено немыслимое количество книг. Но проблема в том, что книга — не только "вещь в себе". Не только кладезь мудрости и духовности. Это и просто — вещь. Причем такая, которая теоретически может существовать вечно. В случае же ее утраты или, допустим, недостаточного количества, ее очень легко репродуцировать, в чем, собственно, и заключалось гениальное изобретение Гутенберга. При современных технологиях репродуцировать ее в любых количествах не составляет особого труда — был бы на нее спрос.

Любопытный факт. При отчаянных криках о том, что дети перестали читать, самый энергичный сегмент любой книжной ярмарки мира — детский. Здесь толкотня, шум и гам, то есть по ярмарочным законам — кипит жизнь.

А почему?

А потому что природа берет свое, и детей на Земле становится все больше. Зайдите на счетчик населения Земли и убедитесь в этом. Книга — одна из тех вещей, с которыми разумный родитель обязательно познакомит ребенка. Но посмотрите — как изощряются издатели в производстве этой вещи! Сколько здесь выдумки, какие художники, дизайнеры над этим работают! Словесный контент — не главное. Щи да каша — пища наша. Пушкин и Чуковский, Винни-Пух и Алиса в Стране Чудес.

Когда молодые авторы серьезных романов сетуют, что их тиражи — ах, ах! — не превышают пяти тысяч, странно это слышать. Они же имеют дело с взрослыми людьми! Они ведь, по сути дела, кустари, которые, не выходя из дома, произвели какой-то интеллектуальный продукт, возможно, не лучшего качества. И этот продукт в материализованном виде товара купили пять тысяч людей.

Это мало?! А сколько много? Сколько их должно быть?

Меняется отношение к книге. Книга перестала быть ценной вещью. В библиотеке прадеда Пушкина Абрама Петровича Ганнибала было 347 книг. Невероятное по тем временам количество. Просто с ума сойти сколько! И каждая была на вес золота.

Сегодня в электронном собрании обычного интеллектуала книг может быть куда больше. Но кто всерьез назовет его «книжником"?

А скоро солидные "библиотеки" будут бесплатно прилагаться к новым моделям гаджетов.

(Кстати, "гаджет" в переводе с английского означает «безделушка».)

Так, на всякий случай.

Мало ли, в дороге захочется почитать…

Ссылки по теме:

Оригинал статьи на сайте "РГ"

Все новости ММКВЯ