26.11.2015

Искусство, которое требует объяснения

25 ноября на ярмарке Non/fiction Андрей Сарабьянов, один из авторов трехтомной «Энциклопедии русского авангарда», прочитал лекцию о своем предмете и поделился грандиозными планами

Текст: Альбина Гимранова

Фото: www.jewish-museum.ru

Трехтомник «Энциклопедия русского авангарда» внушает почтение любому — даже тому, кто не знаком с авангардом. Сотни имен, иллюстраций и текста — все на качественной мелованной бумаге. В труде удалось опубликовать неизвестные работы русских авангардистов. «В „Энциклопедии“ можно найти все, и даже лишнее», — шутит Андрей Сарабьянов. Книга получилась, конечно, дорогая, но ведь и составлялась она на протяжении пятнадцати лет. Правда, автор пообещал, что в скором будущем появится более доступная для широкого круга читателей электронная версия.

Центр авангарда, который располагается в Еврейском музее и центре толерантности, проводит образовательные программы, помогающие разобраться в этом непростом явлении. Лектор отметил, большинство людей в авангарде разбирается плохо. Гораздо лучше они разбираются в картинах передвижников и иконописи. И на то есть своя причина. «У людей не хватает знаний об этом направлении, потому что авангард — это искусство, которое требует некоторого объяснения», — признался Сарабьянов.

Этим знаниям просто неоткуда взяться. Авангард всегда с самого начала был обречен на непонимание. У него непростая судьба. Публика считала графику футуристов хулиганством, провокацией, плевком. Авангардное искусство пробивалось через препоны и запреты, которые начались еще в 1910-е, когда цензоры приходили на выставки и требовали снять полотна, которые оскорбляют чувства верующих. В советское время авангард отправили в запасники музеев. Сами художники тоже растворились в среде: эмигрировали, затихли. «Сейчас трудно представить, что картины Малевича в Третьяковской галерее были спрятаны в запасниках под семью замками», — рассказывает Сарабьянов. Авангард был забыт. Было запрещено о нем говорить и невозможно было исследовать.

В конце восьмидесятых Сарабьянов занялся архивами. Он добыл списки музейного бюро, которое покупало у художников-авангардистов графику и скульптуру, а потом отправляло в качестве наглядного пособия в художественные училища в различных городах России — Елец, Кострому, Владивосток. Автор будущего трехтомника ездил по музеям и искал те работы русского авангарда, те «кубики и квадратики», которые остались лежать в запасниках. А там с двадцатых годов лежали неизвестные работы Кандинского, Родченко, Малевича. Они пробыли в забытьи по 70 лет — настолько они оказались никому не нужны. Сарабьянов рассказал, что до сих пор находит новые образцы.

В наше время издается много литературы об авангарде, эта тема активно исследуется. Как ни странно, но на российском рынке практически отсутствуют книги по персоналиям авангардных художников.

Сарабьянов порекомендовал начинать знакомство с русским авангардом со следующих книг:

  1. А. Крученых «Наш выход». Книга участника тех событий. Он многих знал и сам принимал участие в мероприятиях. Крученых заложил основы футуристической книги и одним из первых решил издавать рукописные книги тиражами в 5–10 экземпляров.
  2. Бенедикт Лившиц. «Полутораглазый стрелец». Лившиц — поэт и исследователь футуризма. Воспоминания о том, как зарождались новые формы.
  3. Двухтомник «Малевич о себе. Современники о Малевиче». Эти тексты — переписка друзей и современников. Эта книга помогает почувствовать нерв того времени. Кстати, в двухтомнике опубликован материал, который доказывает, что Малевич родился на год позже, чем принято считать — в 1879 году. Он прибавил себе год, чтобы ему разрешили сочетаться церковным браком.
  4. Николай Харджиев. «Статьи об авангарде». Харджиев исследовал творчество Хлебникова и Маяковского.
  5. Василий Ракитин «Коллекционер». Книга о коллекционере авангардного искусства Георгии Костаки.

Для тех, кто хочет расширить и углубить свои знания по авангардному искусству, авторы трехтомника читают лекционный академический курс в Еврейском музее. Курс охватывает историю образования авангарда, основные направления, течения и группировки. Для тех, кто интересуется литературой того периода, проводятся лекции, рассказывающие о творчестве Бурлюка, Крученых, Маяковского и других.

У Центра авангарда грандиозные издательские планы. Во-первых, заняться выпуском переводной литературы зарубежных исследователей. Во-вторых, издать 10–12 монографий малоизвестных художников в дополнение к «Энциклопедии русского авангарда».

Также планируется провести две выставки. Первая пройдет весной 2016 года, где будут представлены работы неизвестные работы именитых художников, а также известные работы малоизвестных авангардистов до 1917 года. А год спустя, уже в 2017-м, состоится следующая выставка, которая охватит период 1917–1930 гг.