17.02.2016

Нарисовать войну

Военная история ХХ века — одна из ключевых тем отечественной культуры. В том числе — культуры графического романа

Текст: Александр Кунин

Фото: «Территория L»

Графический роман - жанр на стыке визуального и текстуального, долгое время считавшийся у нас "несерьезным". Но современные создатели графических историй всё чаще берутся за темы, которые решительно не укладываются в привычные нам представления о комиксах как чем-то развлекательном и второстепенном. Это подтверждает обзор директора Центра визуальной культуры при Российской государственной библиотеке для молодежи Александра Кунина, который мы, ГодЛитературы.РФ, с разрешения автора и редактора газеты при библиотеке, перепечатываем.

Военная история ХХ века — одна из ключевых тем отечественной культуры. Естественно, не обошли тему вниманием и комиксисты. И роль рисованных историй в формировании гражданской позиции молодых читателей сложно переоценить. Не удивительно, что традиция военных комиксов есть и в Америке, и в Европе, и в Азии. Но если за рубежом это уже целое направление в книжно-журнальной индустрии, то у нас — пока только культурный феномен со своей историей. Давайте попробуем проследить её.

Чтобы понять, с чего начинается военный комикс в нашей стране, надо обратиться к временам Гражданской войны и становления советской власти. Наиболее ярко и системно использование языка комикса проявилось тогда в плакатах Российского телеграфного агентства. Эти плакаты известны как «Окна РОСТА» и, позже, «Окна ТАСС». Они представляли собой серии пронумерованных листов, изображения на которых складывались в историю. Первый плакат был нарисован от руки осенью 1919 года в Москве. Вплоть до 1921 года, плакаты РОСТА при помощи трафарета выпускались тиражами свыше 100–150 экземпляров. Важную роль играли они и в годы Второй Мировой войны. Их представляли на всеобщее обозрение не только в Москве, но и в других городах (Петроград, Баку, Саратов, Одесса, Харьков, Киев и пр.). В общей сложности было задействовано более 70 городов страны. В создании плакатов РОСТА принимали участие яркие деятели искусства того времени: В. Маяковский, Д. Моор, К. Малевич, А. Лентулов, В. Дени, Б. Ефимов и др. Хотя некоторые художники и писатели так и остались неизвестными — многие авторы не подписывали свои работы.

Окнам РОСТА была свойственна лубочная простота и лаконичность изображений. Поскольку наиболее выдающиеся авторы «окон» (Д. Моор, М. Черемных, В. Дени, И. Малютин и пр.) прежде работали в журналах, то влияние журнальной сатирической графики было велико.

В качестве выразительных средств были задействованы почти все элементы, присущие комиксу — деление на кадры, текст как визуальная составляющая, звукоподражания, пространство между кадрами как обозначение промежутка времени, документально детализированное изображение примет времени и нарочито абстрактное и типизированное изображение действующих лиц, с которыми должен соотносить себя зритель.

Традиция подобных плакатов сохранилась и в годы Второй Мировой войны. Почти не изменилась и тематика: борьба с внешними и внутренними врагами, нормы поведения советского гражданина, этика общественных отношений… Подобная эстетика сохранялась в комиксах на военную тему, публиковавшихся в журнале «Крокодил».

Однако уже в 1940-е годы комикс из плаката и журнала переходит на страницы книжных изданий. В советских рисованных историях начинают использоваться реплики в пузырях, спидлайны (линии, обозначающие движение). Яркий пример тому — книга генерал-майора инженерно-технической службы М.В. Белякова «25 советов пилотам гражданской авиации», где текст научно-популярной публикации перемежается комиксами с параллельным сюжетом.

Следующий этап в развитии военного комикса приходится на 1980-е — 1990-е годы и также связан с искусством карикатуры и книжной иллюстрации. Здесь хотелось бы обратить внимание на деятельность двух творческих объединений: московской студии «КОМ» (1988–1992) и екатеринбургского товарищества «Велес-ВА» (1991–1995). Они демонстрируют два разных подхода к изображению войны.

Важно иметь в виду, что в Европе, Азии и США, благодаря широкому распространению офсетной печати, издание комиксов превратилось в серьёзное направление в книжном деле. Но в нашей стране офсетная печать развивалась не так стремительно, большинство типографий ещё пользовалось наборной кассой. Высокая и глубокая печать массово применялась в России вплоть до начала 2000-х годов. Поэтому издание комиксов оставалось дорогостоящим и трудоёмким. В то же время само представление о комиксе как о явлении массовой культуры, весьма популярном за границей, было уже широко распространено в нашей стране.

Студия «КОМ» была основана в сентябре 1988 года на базе газеты «Вечерняя Москва» штатным художником Сергеем Капрановым. Со временем деятельность студии вышла за рамки клубных встреч в редакции газеты. За годы существования студии было выпущено более десятка тематических сборников и книг комиксов. Комиксы создавались на разные темы. Некоторые студийцы увлекались военно-исторической реконструкцией и стремились поделиться с читателем своими интересами, воспользовавшись выразительными средствами комикса. Своего рода эталоном советского комикса о войне является книга «Георгий Жуков» (1991) Аскольда Акишина. В основе сценария была известная автобиография полководца.

Реконструируя военную действительность, комовцы опирались на богатую традицию советской книжной иллюстрации, тщательно изучали исторические материалы: как выглядели предметы быта и снаряжения в описываемую эпоху, какой была или могла быть внешность действующих лиц.

Иной была художественная позиция объединения «Велес-ВА». Группа возникла в 1990 году Вернувшиеся из армии художники Игорь Кожевников и Радик Садыков предложили Игорю Ермакову, ветерану афганской войны, организовать издательство комиксов. Так было создано «Предприятие Российского Союза ветеранов Афганистана “Велес-ВА”». Тираж первого выпуска «Велеса» составил 5000 экземпляров.

С самого начала культурно-историческое и патриотическое направления стали основными в журнале. А сериал «Красная кровь», публиковавшийся с первого выпуска журнала, был основан на воспоминаниях издателя Игоря Ермакова и его друзей, участвовавших в боевых действиях в Афганистане.

В отличие от комовцев авторы объединения «Велес-ВА» совершенно свободно оперировали не только обстоятельствами, связанными с исторической достоверностью, но и без особого смущения включали в художественное пространство своих комиксов известных персонажей западной культуры. Так в одном из сборников был опубликован комикс о приключениях Бэтмена в Советской России…

В 2000-е годы в мир профессионального комикса в России пришло новое поколение авторов, выросших на американских комиксах и японской манга. Для большинства из них война — тема малопонятная. Сведения о минувших и современных военных конфликтах, полученные из СМИ, зачастую воспринимаются наравне с новинками кино как некий не связанный с ними лично визуальный информационный фон. Поэтому обращаясь к военной теме современные авторы продолжают дублировать сюжеты и образы уже созданные в советское время или используют военную специфику как фон.

В этом контексте кажется показательным издание «Чёрным по белому №3» (2014), в который вошли работы российских, украинских и польских авторов, объединённые военной тематикой. Часть работ выполнена в ортодоксальном советском ключе или основана на уже классических военных историях («Повесть о настоящем человеке» Е. Гусева по одноименному произведению Б. Полевого, «Война» А. Воробьёва). Или другой вариант — когда война в истории представлена как нечто абстрактное, лишённое специфических черт. А имеющиеся отсылки к конкретной войне легко переориентировать на другой контекст, достаточно поменять названия городов в текстах от автора. Таковы работы «Память» Е. Яковлева, «Ангелы смерти» И. Костюка, «Альбом» С. Спасской.

Другая крайность — попытка рассказывать о войне на языке американского супергеройского комикса или японской манги. Такие опыты в истории отечественных рисованных историй тоже имеются.

«Хроники Инока: Штурм Берлина» (2015) — пример типичного использования специфики супергеройского комикса, большинство сюжетных элементов которого уже знакомы читателю из американских аналогов. Здесь имеются и герой со сверхспособностями; и артефакты главного героя, дающие ему эти самые возможности; и нацистский тайный отдел, разработавший супероружие, способное уничтожить всё живое. Как и положено супергеройскому комиксу, исторические реалии, антураж и реальные исторические персонажи в этом комиксе выступают в качестве фона. Сюжет сводится к тому, что отряд, во главе с главным героем Иноком, узнают об угрозе нацистской атаки сверхновым оружием, проникают на вражескую военную базу, убивают злодеев и уничтожают оружие.

Российско-японский проект «Первый отряд. Момент истины» (2010) — пример развития темы Второй Мировой войны в манга. Параллельно с манга был запущен анимационный фильм с одноимённым названием. К сожалению, этот проект так и не был завершён, хотя сюжет истории более насыщенный, а персонажи куда более глубоко проработаны. Согласно сюжету, нацистская тайная организация призвала демоническое существо, которое должно переломить ход битвы в войне с Советским Союзом. А противостоять ему может только секретный Первый отряд, состоящий из нескольких подростков, наделённых сверхспособностями. Хотя история и вымышленная, она снабжена массой отсылок к реальным историческим событиям с описанием реальных боёв и подвигов, что даёт весьма ощутимый педагогический эффект, погружая читателя в реальный исторический контекст.

Безусловно, комиксы на военную тему — это «золотая жила» юношеской и молодёжной рисованной литературы. Но сегодня в России не так много авторов, серьёзно и методично занимающихся развитием этого направления. Я бы назвал всего три имени: Аскольд Акишин, Алексей Трошин и Павел Федорищев. Последние двое занимаются исследованием реалий Первой Мировой войны, регулярно участвуют в конкурсе фестиваля «КомМиссия» и в различных тематический выставках, однако до сих пор ни одна из их рисованных историй не была опубликована в виде самостоятельного издания.

Пожалуй, такая ситуация с отечественным военным комиксом связана прежде всего с взыскательностью российского читателя. В отличие от французов и американцев мы привыкли к достоверности рисунка, психологической глубине образов. А такая работа требует досконального изучения художником и сценаристом подлинного исторического материала: фото и видеоархивов, мемуаров современников войны, исторических документов. Но, не смотря на эти трудности, рисованные истории о войне продолжают развиваться и, надеюсь, в будущем нас ждёт ещё много новых интересных работ.

Ссылки по теме:

Оригинал статьи «Тема войны в отечественном комиксе» - «Территория L»

«Комикс является универсальным жанром» - ГодЛитературы.РФ, 17.09.2015