Текст: Наталья Лебедева, РГ, специально для "Года литературы"
Фото: фрагмент работы студента МГПУ Всеволода Букалина «В. Пелевин «Generation «П». История одной обложки»
Каждый раз, заходя в школьный класс или в студенческую аудиторию, хороший педагог думает о том, как увлечь подопечных своим предметом, как научить читать и размышлять, а не просто заучивать формулировки из учебников и справочников. Свой подход к новому поколению «клипового» сознания нашла доцент кафедры русской литературы МГПУ, кандидат филологических наук Ирина Мурзак.
Она сделала ставку на «метапредметные технологии», которые заставляют учеников самостоятельно мыслить и обобщать полученные знания. В отличие от традиционного подхода, требующего заучивания и шаблонного применения готового алгоритма, метапредметность позволяет формировать у школьника творческий подход к изучению материала.
— Культурологические сдвиги последнего столетия не только резко изменили роль литературы в жизни социума, но и предопределили изменения в гуманитарном образовании, — объясняет Ирина Ивановна. — Возможно, скоро в школе на смену предмету «литература» придет курс «мировая художественная культура», а курс «истории» постепенно вытеснится «обществознанием». Общество начинает изучать текст культуры в целом. А внимание современных школьников все чаще привлекают различные способы восприятия визуального образа литературного текста: иллюстрации, экранизации, сценические версии, квесты по произведениям классики.
Без сомнения, иллюстрации помогают понять текст, раскрыть его содержание в зрительных образах. Но текст, по словам Ирины Мурзак, всегда полифоничнее его истолкования.
Все чаще традиционная книжная иллюстрация уступает место различным перформансам, инсталляциям, переложениям, буктрейлерам, комиксам и «фанфикам». Глядя на все это многообразие, невольно задаешься вопросами. Что это? Исчерпанность текстуального или же новый уровень прочтения текста? Насколько в таких произведениях сохраняется дух и настроение исходной идеи, является ли это самостоятельным произведением?
— Если в прошлом веке иллюстрация — комментарий сюжета, то теперь — акт творчества, говорит Ирина Мурзак. — Мир фиксирует, хранит, воспроизводит информацию в виде живых актов общения, создавая даже иллюзию соучастия.
Знаменитый лингвист, президент Института русского языка им. А. С. Пушкина Виталий Григорьевич Костомаров так объясняет этот способ восприятия художественного текста: «Нынешняя техногенная эпоха подарила людям чудесную возможность хранить знания не только в письме и чтении, но и более естественно, наглядно и красочно. Аудио- и видеозаписи, кино и телевидение, мобильная телефония, компьютер и особенно интернет коренным образом меняют исторически сложившееся языковое существование людей».
Сейчас в интернете можно найти буктрейлеры и к «Евгению Онегину», и к роману «Война и мир». Эта новая форма требует еще осмысления. И, прямо скажем, существенного развития. Но уже понятно: рождается новый вид искусства, которое, теоретически, способно по-новому раскрыть мир книги.
Чтобы понять, как «метапредметный подход» работает на практике, предлагаем вашему вниманию несколько работ студентов МГПУ:
Всеволод Букалин «В. Пелевин «Generation «П». История одной обложки»
Анастасия Елистратова «Базаров в стиле “манга”»
Иван Солодовников «“Brand” Олега Сивуна глазами молодого исследователя»
Ссылки по теме:
Видеолекция. А. И. Куприн, 26.02.2016
«Дети читают. Но другую литературу», 27.02.2016