Текст: Елизавета Тимошенко
Фото: www.cultora.it
Интернет-литература (или сетература) - одно из интереснейших социальных явлений нашего времени. Что это - фольклор, графомания или закономерная попытка рядового читателя стать писателем? Как бы там ни было, сетература вовлекает огромное количество непрофессиональных авторов: в этом легко убедиться, обратившись к двум крупнейшим серверам прозы и поэзии - «Проза.ру» и «Стихи.ру». На данный момент на сайте «Проза.ру» зарегистрировано 218 302 автора, опубликовавших 4 976 579 текстов, а на сайте «Стихи.ру» - 627 787 автора и 28 982 105 стихотворений (вдумайтесь - двадцать восемь миллионов!). Для них даже существуют специальные литературные премии - «Народный поэт» и «Народный писатель», - а церемонии их вручения собирают огромные залы, как концерты поп-звезды.
Сетература, естественно, неоднородна. Для кого-то подобные площадки оказываются стартовыми для взлета в «большую» литературу. Но речь сейчас не о них, а о других - тех, кто на статус нового Льва Толстого и не претендует. А предпочитает уже существующего.
Мы говорим об одном из самых необычных направлений в сетературе - фанфикшне. Если совсем просто, то фанфикшн - это создание текстов по мотивам книги или фильма. Или даже компьютерной игры. Художественный уровень таких текстов, как правило, оставляет желать лучшего, а их авторов называют «наивными читателями». Но в этом наивном творчестве есть своя прелесть, да и авторы «фанфиков» не страдают высокомерием. Как правило, фанатские тексты создаются по мотивам какого-либо произведения массовой культуры: огромный корпус таких произведений окружает «Гарри Поттера», «Властелина Колец» и т. п.
Однако существуют и фанфики, написанные по мотивам мировой, в частности, русской классики - по «Евгению Онегину» и «Дубровскому» Пушкина, «Герою нашего времени» Лермонтова, «Преступлению и наказанию» Достоевского, романам Толстого «Война и мир» и «Анна Каренина», роману Булгакова «Мастер и Маргарита» и т.д. Перед нами своеобразный читательский бунт против устоявшихся трактовок. Но это отнюдь не значит, что авторы фанатских текстов не уважают ее создателей. Фанфики часто предваряются такими предисловиями: «Я в восторге от творчества Льва Николаевича. Своими эпосами его честь я запятнать никак не пытаюсь», «Да простит меня Лев Николаевич за это... Получилось немного бредово, немного бессмысленно и надеюсь хоть капельку интересно», «Достоевский, наверно, в гробу переворачивается, но, надеюсь, он простит меня», «Мастер Булгаков навсегда останется одним из моих самых горячо любимых авторов».
Вот отрывок из фанфика под названием «Она всегда будет гореть», который представляет собой читательскую зарисовку об отношениях Наташи Ростовой и Анатоля Курагина.
POV Анатоля
(POV, Point of view - точка зрения. - Прим. автора.)
Она так прекрасна в своей невинности, в своем неведении. Ее робкие движения хрупких белоснежных плеч, трепет длинных ресниц, бросающих тени на румяные щеки. Мне так хочется прикоснуться к ним, поцеловать ее лебединую шею, слушая ее сбивчивое дыхание. Чувствовать биение ее сердца, шелк ее прекрасного платья. Мне хочется смотреть в ее большие карие глаза, видеть в них смущение и одновременно темный огонь страсти. Прикасаться к ее коже, воспламенять ее, разгонять кровь по венам и артериям. Господь, ты свидетель, что никого я так не желал, как ее. Она цветок. Прекрасная душистая роза, которую мне отчаянно хочется сорвать и приколоть к своей груди. (…) Нет, я играю по-другому. Я зажигаю, а не горю. И я заставлю ее глаза гореть, ее сердце биться о ребра грудной клетки, заставлю эту дикую розу убрать свои шипы и преклониться предо мной. Да, Она будет моей.
POV Наташи
Я никогда не думала, что может быть так. (… )Когда я закрываю глаза, я вижу его насмешливую улыбку и опасный блеск его черных глаз. И мне совсем не страшно. И именно это пугает, от этого кружится голова и до одури бьется сердце. От его взглядов моя кожа горит и, кажется, что весь холод мира не погасит это пламя. (ficbook.net/readfic/1827882)
Фанатские тексты по классическим произведениям нередко пишутся в стихах: это небольшие стихотворные зарисовки какого-либо эпизода книги, изложенные от лица того или иного персонажа. Что произойдет, если мы покажем события скандального романа Набокова с позиции Лолиты? Как описала бы свой полет Маргарита? А что, если мы взглянем на конфликт глазами Свидригайлова? Что чувствовала Татьяна, когда объяснялась с Онегиным?
Авторы фанфиков любят переписывать ключевые моменты классического произведения. Что было бы, если бы князь Андрей и Наташа объяснились сразу же после несостоявшегося побега Наташи с Анатолем? Что, если не Грушницкого, а Печорина ранят на дуэли, и спасать его от смерти будет княжна Мэри?
Заметная часть фанатских текстов рисует картины будущего, которое ожидает персонажей русской классики. Авторы фанфиков предлагают множество вариантов развития событий. Раскольников, вернувшись с каторги, счастья и покоя так и не обрел - прошлое терзает его, - и Сонечка уходит от него, напуганная постоянными приступами агрессии. Печорин осознает, как ему дорога Мэри. Дубровский успевает добраться до церкви, в которой венчают Машу, и спасает ее. Онегин застрелился, не пережив отказа Татьяны…
Нельзя умолчать и о том, что одной из популярнейших тем в фанфикшне являются нетрадиционные сексуальные отношения героев. Читатели (нередко в шутку, а порой и всерьез) пытаются интерпретировать отношения героев русской классики в этом русле. Согласно таким трактовкам, Анатоль Курагин - персонаж с как раз такой ориентацией, и как раз поэтому, «для маскировки», столь демонстративно похищает Наташу. Раскольникова и Разумихина связывает не только дружба, а дуэль Онегина и Ленского происходит вовсе не из-за женщины. Впрочем, это уже не столько фанфикшн, сколько пародия, не всегда хорошего вкуса.
Но и без известной темы персонажи классических произведений волей авторов фанфиков нередко попадают в комические ситуации. В фанфике «Классика. Рай» герои русской литературы после смерти встречаются в раю, откуда их пытается выгнать ангел, который уже устал принимать персонажей, умирающих раньше времени:
«— Александр Андреич Чацкий, какими судьбами? Почему так рано к нам пожаловали?
- Это неслыханная дерзость! Меня сбили мои же лошади, когда я требовал карету! (…)
Ангел не успел договорить, как посреди толпы оказался еще один молодой человек. У него были длинные волнистые черные волосы и кровавая рана на рубашке. Базаров посмотрел сквозь эту дырочку в Владимире Ленском (а это был именно он) и произнес: «Экая оказия с вами приключилась…»
- Я ее любил, а она, а она!.. - Ленский разрыдался. Евгений хлопнул несчастного поэта по плечу и выдал:
- Не печалься, голубчик, у тебя хоть смысл жизни верным был, а я только сейчас понял, что я дурак… давай я тебе спиртика медицинского налью… и себе налью… всем налью…
Внезапно врата рая открылись и оттуда вывалился, именно вывалился, князь Андрей. Похоже, что его за старый дуб и философию выгнали ангелы».
(ficbook.net/readfic/1498624)
Среди фанатских текстов встречаются и обычные стихотворения, посвященные какому-либо герою классической литературы: например, письмо Онегину от неизвестной девушки, обращение к Мастеру, обличение Раскольникова.
Чего добился гениальным ты романом?
Что дал тебе неоспоримый твой талант?
Ведь в доме скорби дни твои проходят даром.
Ты болен, Мастер! Оглянись скорей назад!
(ficbook.net/readfic/187379)
Я к вам пишу, мой друг Онегин,
Хочу о чувствах рассказать,
В себе держать я их не стану
Мне есть, что вам повествовать
ficbook.net/readfic/2650612)
Но что ж не рад ты? Что ж не торжествуешь?
Своим поступком ты три жизни погубил.
И отчего, скажи, ты так горюешь?
Ты ведь хотел. Хотел убить и доказать,
Что человек ты, а не тварь, как все.
Но почему ж так тяжело дышать,
И слышишь голоса ты в тишине?
(ficbook.net/readfic/3021120)
Литературный уровень фанфиков, как мы видим, разный. Направленность - тем более. Так что если у вас возникло желание вступить в соавторство с классиками, смело заходите на сайты www.fanfics.me или ficbook.net и подобные им - и пишите, пишите, пишите свои варианты классических сюжетов. Классики от этого не пострадают.
Еще 20 лет назад Умберто Эко на своих публичных лекциях объяснял: «Вы читаете "Войну и мир" и мечтаете только об одном: чтобы Наташа отвергла этого дурака Анатоля и вышла за князя Андрея и чтобы он не умер и они жили долго и счастливо. Переписывайте эту историю за компьютером сколько вам угодно. Создавайте бесчисленное множество собственных "Войн и миров". Пусть Пьер Безухов убьет Наполеона или пусть Наполеон победит Кутузова. Но в этой книге нам делать нечего. Увы, нам придется принять закон Локка: признайте неотвратимость судьбы.
Гипертекстуальный роман дает нам свободу и творчество, и будем надеяться, что эти уроки творчества займут место в школе будущего. Но написанный роман "Война и мир" подводит нас не к бесконечным возможностям свободы, а к суровому закону неминуемости. Чтобы быть свободными, мы должны пройти урок жизни и смерти, и только одни книги способны передать нам это знание».