02.04.2016

Открытие памятника Екатерине Гениевой

В «Иностранке» делается все, чтобы память о Гениевой жила

Текст: Наталья Соколова/РГ

Фото: Михаил Синицын/РГ

1 апреля - день рождения директора Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, выдающегося общественного деятеля, филолога, культуролога Екатерины Гениевой. Свой день рождения она воспринимала с шуткой, что и понятно, ведь он приходился на День смеха: «У меня очень нелепый день рождения, он 1 апреля. Я себя утешаю тем, что у меня, в общем, неплохая компания, правда ведь? Гоголь, Моцарт, еще некоторое количество людей». Это был первый день рождения без нее - грустный, пасмурный, очень холодный, хоть и весенний день.

Во внутреннем дворике ВГБИЛ по решению Екатерины Гениевой установлены памятники известным мыслителям прошлого, в том числе Юрию Лотману, Ярославу Гашеку, Эразму Роттердамскому, папе Иоанну Павлу II и многим другим. Теперь по соседству с ними, при входе в библиотеку, на ступеньках читателей встречает фигура Екатерины Юрьевны в полный рост. Гениева мечтала, что внутренний дворик в будущем накроют крышей, и он превратится в еще одно пространство в Москве, куда можно будет прийти не только летом, но и зимой, почитать, встретиться с друзьями, побеседовать. На открытие памятника прибыли нынешний директор ВГБИЛ Вадим Дуда, министр культуры РФ Владимир Мединский, заместитель министра печати РФ Владимир Григорьев, специальный представитель президента РФ по культуре Михаил Швыдкой, Наталия Солженицына, педагог Евгений Ямбург, представители дипломатических ведомств разных стран и многие другие.

«Самым важным наследием Екатерины Гениевой мы считаем запас доброты и стремление к диалогу, которыми она щедро поделилась с нами, - этими словами открыл мероприятие Вадим Дуда. - Хочется верить, что это наследие будет и дальше служить надежной основой дружбы между народами, способствовать развитию новых связей».

В "Иностранке" делается все, чтобы память о Гениевой жила. Сохранен ее кабинет - в нем все осталось так, как было при ней - на спинку стула наброшена ее шаль, раскрыт рабочий дневник, на нем лежат очки, и создается полное ощущение, что Екатерина Юрьевна просто вышла пройтись по библиотеке.

«У нас были особые отношения с Екатериной Юрьевной, мы часто спорили, не соглашались, иногда даже ругались, мы это не скрывали, - подчеркнул Владимир Мединский. - Но нельзя не признать, что она была выдающимся профессионалом, горячо любившим свое дело и отдавшим практически всю свою жизнь российской культуре, библиотечному делу и своей библиотеке. И поэтому в решающие моменты министерство всегда ее поддерживало».

Михаил Швыдкой отметил, что Гениева заслужила, чтобы памятник ей стоял во дворике рядом с великими людьми: «Потому что она к этому сонму великих тоже принадлежит. Здесь находятся памятники тем, кто были миссионерами культуры, политической жизни, которые вели народы в светлое будущее. Катя тоже была миссионеркой, она верила в самые важные, фундаментальные ценности добра, справедливости, гуманизма».

Владимир Григорьев рассказал, что познакомился с Гениевой в начале 90-х. И с тех пор их связывали не только деловые, но и дружеские отношения: «Мы многому учились у Екатерины Юрьевны, прежде всего, смотреть на мир ее глазами, перенимать у нее фантастические компетенции. Она создала Вавилон, многоязыкий, многоликий, мультикультурный в самом центре Москвы. Мне кажется, что нам ее будет сильно не хватать. Безумно печально, что Год английского языка и литературы, который она так долго ждала, проходит без ее участия, но продолжают работать основанные ею издательские программы - выходят книги в Ульяновске, Курске, Воронеже. Она была одновременно всем - литературовед, переводчик и, самое главное фантастического качества культуролог, которая понимала, как развивать взаимоотношения русской культуры с культурами всего мира».

Автор идеи памятника - продюсер и режиссер Григорий Амнуэль предложил назвать атриум во дворе библиотеки именем Екатерины Юрьевны.

На этом мемориальные мероприятия не закончились. При входе в Большой зал библиотеки была открыта небольшая экспозиция, посвященная Екатерине Юрьевне. В стеклянных витринах - международные награды Гениевой, в том числе Мальтийский орден, орден Почетного легиона (кстати, награды в двух шкафах поместились не все), книги, выходившие под редакцией или руководством Гениевой, машинописные листы автореферата кандидатской диссертации. Широта филологических интересов Гениевой поражает - Пушкин, Лермонтов, Мандельштам, Гофман, и, конечно, любимый и «бесконечно сложный», как она сама его называла, Джойс.

На стенах - книжные иллюстрации Юлии Бугуевой и портреты известных писателей и самой Гениевой в технике рваной бумаги, созданные Людмилой Семятицкой. Здесь же всем гостям дарили книгу воспоминаний «Феномен Катя», которую подготовили друзья Екатерины Юрьевны.

Вечер памяти, ведущим которого стал режиссер Гарри Бардин, прошел в Большом зале. Звучал голос Гениевой - фрагменты ее лекций, стихи, музыка. Бардин призвал не превращать вечер в гражданскую панихиду: «День рождения - это радость, радость, что 70 лет назад появилась на свет Катя Гениева». Также выступили: скрипач Максим Федотов, пианистка Галина Петрова, Московский синодальный хор, актер Сергей Юрский. «Я сегодня не с концертным номером, а с поклоном Екатерине Юрьевне, которую я знал и очень почитаю, - отметил он. - Она была соединителем того, что называется искусством и того, что называется мыслью, потому что искусство свободно ото всего, даже от мысли».

Юрский прочитал Пушкина, Бродского и собственное стихотворение «Все начнется потом»:

Всё начнется потом,

Когда кончится это

Бесконечное душное, жаркое лето.

Мы надеемся, ждем, мы мечтаем о том,

Чтоб скорее пришло

То, что будет потом…

Ссылки по теме:

Подвижница - 31.03.2016

Умерла Екатерина Гениева - 09.07.2015

Награды за профессионализм - 07.09.2015

Интервью с новым директором "Иностранки" Вадимом Дудой - 07.08.2015