19.04.2016

Гоголь на языке танца

Владимир Васильев представил в Перми премьеру вечера современной хореографии «Живые души»

Текст: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь

Фото предоставлено Пермским академическим театром оперы и балета им. П. И. Чайковского

Жемчужиной программы открытия 14-го международного конкурса артистов балета «Арабеск-2016», начавшегося в Перми, стала премьера вечера современной хореографии "Живые души", созданного по мотивам прозы Николая Васильевича Гоголя. Это третий проект творческой мастерской выдающегося отечественного танцора и хореографа, народного артиста СССР Владимира Васильева.

«Живые души» — это шесть танцевальных миниатюр, созданных хореографами из Перми, Москвы и Красноярска под руководством Васильева; почти семь, так как сам мэтр тоже внес в постановку не только вдохновляющий и менеджерский вклад.

Началось это направление обширной деятельности балетмейстера на Платоновском фестивале в 2013 году.

— В Воронеже родилась идея, — рассказал Васильев историю своего цикла. — Что, если организовать такую «лабораторию», если угодно, под моим именем, куда я стану приглашать молодых и не очень молодых, но «нераскрученных» хореографов, и они будут ставить на определенную тему?! Первой такой темой и стали произведения Андрея Платонова. Тем самым я обязывал их прочитать прозу писателя, но не вмешивался в их творчество, в выборе музыки тоже не ограничивал. Критики говорили мне: «Вы с ума сошли?! Платонова читать-то трудно, а вы собираетесь ставить на него!» И они же потом, выходя из зала, утирали слезу: "Вы нас потрясли!" Да это не я потряс, а те люди, что ставили. Прошел год, проводился фестиваль в Красноярске. Я подумал, что надо брать книги Виктора Петровича Астафьева. И история повторилась, зрители уходили, всхлипывая…

Для Перми Васильев остановил выбор на Гоголе, хоть того на Западный Урал никогда не заносило. А молодые коллеги удивили мэтра тем, что не стали делать ставку на хрестоматийные тексты. Кстати, наиболее известными воплощениями образов Гоголя в балете до сих пор были «Тарас Бульба» на музыку Соловьева-Седого и «Ревизор» Александра Чайковского, созданные в советский период.

— Но они мне просто кукиш показали! — веселился мэтр по поводу коллег.

Павел Глухов вдохновился «Игроками», — на сцене только танцоры, как и в самой пьесе, действующие лица в которой только мужского пола. Алексей Расторгуев выбрал «Шинель». Дмитрий Антипов воплотил новеллу «Выклик» по мотивам «Майской ночи...», - сам он предпочитает именовать свою работу «Малоросской Сильфидой». Арина Панфилова создала сценку "В гостях у Солохи", основываясь на «Ночи перед Рождеством». Номер Елены Богданович называется «В дороге», его создание навеяно поэтичными монологами из «Мертвых душ», Александр Могилев создал монобалет «Авторская исповедь», как называется и «эссе» классика, выпущенное им вслед «Выбранным местам…».

Музыка звучала Сергея Прокофьева, Георгия Свиридова, Мусоргского, Сен-Санса, Владимира Дашкевича, Николая Лысенко, а также Treacherous Orchestra и других современных групп. Четыре балета из шести поставлены с танцорами пермской труппы Евгения Панфилова. Елена Богданович привлекла дуэт из Москвы, Александр Могилев в своем балете танцевал сам, взаимодействуя с мультимедийной проекцией.

Владимир Васильев предстал в ипостаси декламатора, сам читая со сцены строки Гоголя. Профессионалы художественного слова, может, отнесутся снисходительно к тому, как легендарный танцовщик расставляет смысловые ударения во фразах, но читает Васильев с чувством. В паузах между номерами на экран за сценой проецировались его эскизы — «бог танца» известен и как художник-лирик. Также балетмейстер поставил седьмую мини-миниатюру, заключительную.

Публика проникалась постепенно. Сдержанней всех принимали открывавших вечер «Игроков», - по ходу приходилось долго догадываться, кто из них Ихарев, к тому же концовку смазало то, что когда раздались выстрелы (из хлопушек), - при их звуке в зале расплакался всерьез испугавшийся ребенок. Однако от номера к номеру аплодисменты нарастали все громче. "В гостях у Солохи" и «Выклик» были поставлены со всем украинским колоритом: шаровары, сорочки с вышивкой, прыжки гопака, петушиный крик, «Hiч яка мiсячна» в музыкальной основе, - на несколько минут показалось, будто вернулись времена дружбы народов и концертов к съезду КПСС.

В заключительной сцене, той самой, поставленной Васильевым, за минуту-полторы перед нами снова пронеслись все персонажи дивертисмента в обратном порядке, будто их проносил назад неустанный вихрь… и в один момент замерли, как в финале «Ревизора».

«Соотечественники!.. Ведь у меня в жилах тоже русская кровь, как и у вас. Смотрите: я плачу! Комический актёр, я прежде смешил вас, теперь я плачу. Дайте мне почувствовать, что и моё поприще так же честно, как и всякого из вас... что не пустой я какой-нибудь скоморох <…> но честный чиновник великого Божьего государства... Дружно докажем всему свету, что в русской земле всё, что ни есть, от мала до велика, стремится служить Тому же, кому всё должно служить, что ни есть на всей земле, несётся туда же, кверху! к верховной вечной красоте!»

Последний монолог спектакля завершился под овации и клики «браво». 18 апреля Владимиру Васильеву исполнилось 76 лет.

Ссылки по теме:

Гоголь и паспорт — 01.04.2016

Безруков рассказал о Гоголе — 25.02.2016

В Воронеже станцуют рассказы Платонова — 15.05.2015