Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь
В день рождения Ленина в "Доме Пастернака" во Всеволодо-Вильве (Пермский край) почтили деятельность человека, благодаря которому мы можем воочию видеть упокоившегося вождя. Здесь заново открыт мемориальный кабинет Бориса Збарского (1885-1954), впоследствии академика АМН, Героя Социалистического труда.
Личности того, кто сто лет назад зазвал сюда погостить и пожить молодого Бориса Пастернака, в особняке и раньше было уделено внимание, но экспозиция требовала обновления. В результате некоторой переэкспозиции квадратных метров номинальному хозяину досталось даже больше, чем его гостю-«небожителю».
"Дом Пастернака" на самом деле - дом управляющего Всеволодовильвенскими заводами. В октябре 1915 года его занял молодой доктор наук Борис Ильич Збарский с супругой и маленьким сыном.
Здесь, казалось бы, на отшибе, у семьи были прекрасные условия проживания с благами цивилизации того времени: несколько комнат разной площади, электричество и телефон, недалеко железная дорога. По ней в середине января 1916 года к Збарским в гости и прибыл мужчина с утонченным лицом, сочинявший музыку и за полтора года до того выпустивший первый сборник стихов, - Борис Пастернак. Недели две спустя приехал и его друг, Евгений Лундберг, сотрудник журнала и сам литератор.
«Тут чудно хорошо»
Компания собиралась по вечерам в «зеленой» гостиной за чаем, где вели беседы на интеллектуальные темы, читали стихи. «Тут чудно хорошо», - писал Пастернак родителям.
Как известно, полгода, проведенные в пермской глубинке, оказали мощное влияние на весь дальнейший творческий путь поэта. Впечатления и образы, навеянные здешними пейзажами, насыщали потом прозу писателя от «Детства Люверс» до «Доктора Живаго». На склоне лет Пастернак называл это время одной из лучших эпох своей жизни.
Однако же сложившаяся атмосфера была плодотворной и для его хозяина. Увлеченный наукой Збарский тоже «подпитывался» среди единомышленников.
Гений хлороформа, эффективный менеджер
Весной 1916 года Борис Ильич разработал способ производства медикаментозного хлороформа, при котором состав был существенно дешевле импортного. Его метод помогал потом спасать раненых еще более шестидесяти лет.
Кроме этого Збарский привел в порядок дела, увеличил объемы производства и подготовил бизнес к продаже. А одновременно с тем еще улучшил условия труда и быта рабочих, пресек воровство нечистоплотных служащих и в целом оставил о себе добрую память.
Пути же Збарского, Пастернака и Лундберга разошлись в середине 1916 года. Лундберг отбыл в конце апреля, в конце июня разъехались остальные: Збарский с семьей — в Казанскую губернию, развернуть производство хлороформа было решено на заводе Ушкова и Ко в селе Тихие горы (ныне город Менделеевск, Татарстан). Пастернак — в Екатеринбург, откуда вернулся в Москву — уже поэтом.
Когда летом 1954 года Збарский умер прямо во время лекции в 1-м Московском медицинском институте, Пастернак прислал телеграмму соболезнования; ее копия есть на стенде.
«Збарский — воплощение совершенства и молодости, разносторонней талантливости и ума — словом, моя истинная пассия», — писал поэт тогда, в 1916-м.
И Ленин такой молодой
Отражено в экспозиции и другое историческое деяние ученого — составление, совместно с харьковским профессором Владимиром Воробьёвым, бальзама, обеспечившего сохранение тела Ленина. Эффективность их работы наглядна по сей день.
Подлинных же предметов обстановки дома столетней давности не сохранилось - сам дом управляющего в 2006 году был построен заново; камень в основание тогда заложил Евгений Пастернак, старший сына поэта. Экспозиция мемориального кабинета была создана из предметов быта и деталей интерьера начала прошлого столетия, заимствованных из собрания краевого музея.
Гостьями открытия новой экспозиции стали Елена Пастернак, вдова Евгения Борисовича, а также правнучка крупного отечественного химика Алексея Баха, у которого Борис Ильич защищал диссертацию, Татьяна Балаховская.
Возможно, что экспозиция в пермском музее — единственное хранилище памяти о великом биохимике; другого местным сотрудникам неизвестно, - разве что в музее московского «Дома на Набережной» почтено его имя.
Наряду с кабинетом Збарского также презентован зал, знакомящий с жизнью и творчеством Пастернака в целом — для тех, кому мало знакомства сугубо со всеволодовильвенским периодом поэта.
Открытие обновленной экспозиции посвящено десятилетию музея и столетию пребывания Пастернака в губернии. После презентации в соседней местной школе им. А. П. Чехова, прошли пятые малые (юношеские) Пастернаковские чтения — традиционная конференция работ старшеклассников школ Прикамья.
Ссылки по теме:
«…Себя в другом лице здесь чувствую» — 19.02.2016
«Кедр Пастернака» признан памятником — 01.02.2016