06.05.2016

О сценариях, Шукшине и Гончарове

Кинооператор Шукшина рассказал, как правильно экранизировать литературные произведения

Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь

На фото: Анатолий Заболоцкий рядом со своим портретом, запечатлевшим его во время съемок фильма «Обрыв»

Прежде мастеровитый кинооператор, партнер и соавтор Василия Шукшина на двух картинах, в том числе на "Калине красной", ныне известный фотохудожник Анатолий Заболоцкий презентовал в Перми часть своего обширного фотографического наследия. Полтысячи снимков пополнили фонды Пермской государственной художественной галереи, чем сразу более чем вдвое увеличили собрание музея фотографии, формирующегося уже четыре года.

На самом деле это экспонаты выставки «Жизнь подарила увидеть…», проходившей в московском Манеже с декабря 2015 по январь 2016, которые Анатолий Дмитриевич пообещал безвозмездно отдать любому российскому музею — Пермь откликнулась первой.

Среди работ — более ста портретов знаменитых деятелей российской культуры, среди которых писатели Василий Шукшин, Валентин Распутин, Олег Волков, Федор Абрамов, Виктор Астафьев, Василий Белов, Владимир Солоухин, Виктор Лихоносов.

Здесь и фото, сделанные за кадром съемок фильмов, в которых принимал участие пермский гость. Тем не менее, фильмография Заболоцкого невелика, в ней до десятка документальных лент и пятнадцать художественных. Среди последних — немало экранизаций литературных произведений: "Обрыв" (1983) по роману Ивана Гончарова, "Альпийская баллада" (1965) по повести Василя Быкова, «Последний хлеб» (1963) по рассказу Вадима Трунина, «Через кладбище» (1964) по повести Павла Нилина, «Калина красная» (1974) по Шукшину…

— В этой ленте Шукшин отпечатал на пленке свою душу, - свидетельствует Анатолий Дмитриевич. - Он не играл, а жил за своего героя. «Зажигал» всех, кто был рядом. Лиду, жену, учил. Она "гутарит" по написанному, а он на нее как взвизгнет! Мол, ну что ты молотишь. Забудь сценарий, помни, о чем тут сказано, перескажи своими словами!

...Хотя это был его текст.

В работе над экранизациями в годы активной кинокарьеры Заболоцкий придерживался канонов, справедливо полагая, что не только воплощает сценарий, но и передает дух литературного первоисточника.

— Это главное, иначе и снимать не стоит, - убежден кинематографист. - Когда снимали "Обрыв", я перечитал роман дважды, а в третий раз читал с конца до начала. Когда и во второй-то раз перечитаешь, поймешь гораздо больше. Гончаров прекрасно прописал все образы и каждому отмерил его судьбу… кроме Марка Волохова, «революционера». Гончаров не знал такого характера в жизни и не любил его, поэтому этот персонаж у него получился «ходульным», неестественным… «Обрыв» можно было бы шикарно сделать с Шукшиным, будь тот жив (поставил же фильм Владимир Венгеров. — Прим. ред.).

В восьмидесятые Анатолий Заболоцкий отошел от кино и с тех реализует себя как фотохудожник. Сам не чужд перу - написал воспоминания о Шукшине, выпустил книгу "Лик православия", которую восторженно оценивал русский актер Иван Рыжов. Иллюстрировал своими снимками книги Белова и Солоухина. Состоит в Московской городской организации Союза писателей, член редколлегии «Роман-газеты».

Небольшая, десятая часть от его дара Перми была представлена взорам публики в киносалоне «Премьер» и Пермском институте искусства и культуры. Это именно презентация, а не выставка, подчеркивают хозяева, поскольку хотят неторопливо изучить то, что посчастливилось даром заполучить. Полноценная персональная выставка уже по месту нового местонахождения коллекции пройдет, вероятно, уже в следующем году.

Ссылки по теме:

На Алтае завершился Шукшинский фестиваль — 27.07.2015

«Читаем Шукшина» — 25.06.2015