06.06.2016

Роман с детективом

Александра Маринина пишет без передышки

Александра Марина Книжэный фестиваль Красная площадь
Александра Марина Книжэный фестиваль Красная площадь

Текст: Наталья Решетникова/РГ

Фото: Михаил Синицын/РГ

Александра Маринина в представлении не нуждается. Романы выдающегося мастера современной прозы, снискавшего славу одного из самых популярных и продаваемых авторов в России, сегодня издаются в 25 странах мира, их ждут с нетерпением, сметают с полок магазинов и читают, затаив дыхание. Имя Александры Марининой на обложке — знак непревзойденного качества, а огромные тиражи — лучшее подтверждение любви читателей к ее творчеству.

Уникальную возможность лично встретиться с любимым писателем предоставила площадка «Художественная литература» книжного фестиваля «Красная площадь». После бурных аплодисментов и букетов цветов почитатели ее таланта обрушились на писательницу с вопросами.

— Как мне здесь? Да, я знаю, что фестиваль проводится не в первый раз, но я здесь впервые. Так что меня с почином, — начала разговор Маринина.

Ее роман с детективом случился в восемь лет. Конечно, это были произведения Артура Конан Дойля. В 1991 году сотрудник Академии МВД Марина Алексеева совместно с коллегой Александром Горкиным написала детективную повесть «Шестикрылый Серафим», которую опубликовали в журнале «Милиция» осенью 1992 года. Повесть была подписана псевдонимом «Александра Маринина», составленным из имен авторов. И вот уже 21 год автора книжных преступлений связывают отношения с издательством «Эксмо».

— Я бы хотела иметь передышку, но у меня ее нет. Обычно заканчивая роман, я знаю, о чем будет следующий, — поделилась автор детективов.

Издавать по новой «Шестикрылого Серафима» она не планирует, а начинать знакомиться со своим творчеством советует с «Каменской». Отвечая на вопрос, писался ли образ Насти Каменской с конкретного человека, Александра Маринина засмеялась и ответила: «Я знаю этого человека».

— Как вы допускаете такие экранизации своих романов? Почему в кино ваша героиня осталась живой? Кто назначил этого актера на главную роль? — с пристрастием спрашивали знатоки произведений.

Александра Маринина ответила так же, как ее коллеги по писательскому цеху, — Татьяна Устинова и Татьяна Полякова: «Авторов к кино не допускают».

— Слава богу, я большинство экранизаций не смотрела. Как-то до меня дошло, что героиня осталась жива. На мое удивление режиссер сказал, что так надо. Держать авторов как можно дальше от процесса и не допускать их до него, наверное, правильное решение: у авторов — авторское видение, у режиссеров — канальное. Получается, им виднее, как снимать, — философски заметила автор детективов.

— Вы можете прожить на гонорар? — прозвучал вопрос «из зала».

— На пенсию я бы не прожила, она у меня небольшая. Живу на свои гонорары. Думаю, таких, как я, много. Достаточно зайти в книжный магазин и посмотреть на тиражи. Те авторы, чьи книги издаются 50-тысячными тиражами, живут на гонорар. Но мы это не обсуждаем. Это не принято среди нас, — призналась Маринина.

У писательницы есть люди, которым она доверяет первое чтение своих произведений, а также те, вкусу которых она также доверяет. Поэтому читает то, что им понравилось. А еще читает аннотации к книжным новинкам на электронном портале «ЛитРес».

— Или захожу в книжный магазин, и тогда глаза шарят по всему. И покупаешь, что понравится, — сказала мастер психологической прозы и детективов.