Текст: ГодЛитературы.РФ
Фрагмент и обложка книги «Бизнес как игра. Грабли российского бизнеса и неожиданные решения», Сергея Абдульманова, Дмитрия Борисова и Дмитрия Кибкало предоставлены издательством «Манн, Иванов и Фербер»
На только что завершившемся Петербургском международном экономическом форуме среди прочего были подведены итогиголосования первой ежегодной премии «Деловая книга года в России», организованной компанией «PwC». В номинации «Лучшая книга российского автора» победу одержала «Бизнес как игра». Ее авторы - руководители компании «Мосигра» Сергей Абдульманов, Дмитрий Борисов и Дмитрий Кибалко, а издатели - «Манн, Иаанов и Фербер».
На победу в премии претендовали пять российских и пять зарубежных авторов бизнес-изданий 2015 года. Всего пользователями было номинировано более 100 книг. Шорт-лист из 10 лучших деловых книг на русском языке был сформирован по итогам интернет-голосования.
С разрешения издателей мы публикуем фрагмент книги-победителя.
«Бизнес как игра. Грабли российского бизнеса и неожиданные решения»
Сергей Абдульманов, Дмитрий Борисов и Дмитрий Кибкало. Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2016
Дисперсия
С ростом размера компании растет иерархическая цепочка. «Технический трафик» для обмена информацией о решениях из незначительного ручейка, почти не отнимающего ресурсы, превращается в адову бюрократическую машину. Раньше бумажку подписать было делом 25 минут, и договор у нас согласовывался по внутреннему нормативу три дня. Я сладко зажмуриваюсь, когда вспоминаю то время.
Если продолжать расти без дисперсии управления, каждый на местах будет бояться сделать что-то лишнее, «как бы чего не вышло». В итоге костенеет и сама компания, и сотрудники пугаются инициативы. На турбулентном рынке классическая иерархия имеет столько же шансов на выживание, сколько птица дронт при виде голодного испанского экипажа.
Поэтому нормальные пацаны используют дисперсию управления. То есть разделяют центры принятия решений так, чтобы иерархическая цепочка не превышала двух-трех переходов. Проще говоря, если бы учредитель подписывал каждую бумажку, дальше первого магазина на Белорусской мы не ушли бы. Он бы чокнулся.
Так вот. Если вы длинный динозавр, то сигнал от головного мозга до ног доходит как-то непривычно долго. Гораздо логичнее вынести базовые функции в спинной мозг, чтобы в стандартных ситуациях думать, что делать, можно было уже на бегу, а не с хищником на спине. Соответственно, если вы посмотрите на архитектуру динозавров, то увидите, насколько маленький мозг был в голове и насколько развиты были другие нервные узлы.
Поэтому доверяйте решения своим сотрудникам там, где они готовы брать за них ответственность.
***
Горячие места выкладки
Каждое место на полке нужно воспринимать как небольшой кусочек аренды. Вы платите за него ежемесячно так, чтобы с него продавались товары.
Очевидно, что лучше товар продается с центральных полок и чуть выше (на уровне рук и груди покупателя), как минимум вполовину меньше — с верхних, и совсем-совсем плохо — с нижних (и то потому, что туда дотягиваются дети). Соответственно, все самое сладкое и хорошее надо выкладывать на центральные полки лицом к покупателю. Нижние использовать как накопитель, верхние — как выставку редких товаров.
Чем больше ваш месячный оборот по товару, тем ближе к рукам и глазам покупателя этот продукт должен стоять. Если у вас в середине выкладки на «сладком» стоит товар категории B или С — это прямая потеря денег, преступление с точки зрения бизнеса.
Продавцы часто думают: если «медленный» товар поставить в середину, его заметят и он продастся. Но за это же время оттуда ушло бы три-пять штук чего-то хорошо знакомого и продающегося постоянно.
Товар для детей
Дети отличаются от родителей тремя характеристиками:
• они намного безумнее;
• глаза и руки у них расположены ниже;
• голова у них конкретно замусорена рекламой.
Это означает, что самые рекламируемые товары для детей должны лежать на уровне их глаз и рук. То есть на нижних полках. В этом случае они сами будут их брать и устраивать истерику родителям.
— Папа, ну ку-у-у-у-пи-и-и-и-и! — вот крик победы рекламы над здравым смыслом. Простите нас, дорогие родители.
***
Пирамиды товара и беспорядок
Когда мы хотим повысить продажи чего-то, то строим огромную пирамиду товара в зале на поддоне. Это и освобождает склад, и помогает продвинуть позицию. Покупатель видит кучу товара и берет один посмотреть. Не зря же кучу поставили. И покупает.
Есть две особенности. Первая — если повесить над кучей чего-то до 500 рублей табличку «Пожалуйста, не больше двух в одни руки», то будут брать ровно по две. И это в целом принесет куда большие продажи, чем без таблички. Как в анекдоте про объявление в бане: «Занавесками не вытираться! — А что, это идея!»
Второй момент — когда продавец слишком аккуратен, пирамида из товара получается произведением искусства. Покупатель боится нарушить гармонию и не трогает верхнюю коробку. А она должна лежать небрежно, так, чтобы было легко взять ее в руки без страха обрушить кучу или испортить чью-то красоту. Тогда большая гора товара начинает работать.
***
Магические числа
Считается, что цена 1999 рублей — это не две тысячи, а одна с копейками. 3999 рублей — это не 4000, а три и еще немного. В целом это действительно работает, и какую-то часть усталых зазевавшихся покупателей вы на этом подловите, особенно когда они будут складывать 3999 + 1999 + 4999. Где-то 9–10 тысяч, правда?
Банальное уважение к покупателю подсказывает, что нельзя ставить такие цены. Более того, 999 рублей — это сразу показатель какого-то развода. Для многих. Поэтому самая высокая цена, которая бывает до тысячи, — это 990. А лучше — 950.
Когда мне присылают договор из рекламного агентства с суммой 342 892 рубля (и это не конвертация из условных единиц), я всегда вижу, что где-то здесь развод. Потому что на таких масштабах, скорее всего, последние числа вписаны, чтобы расчет казался точным.
Естественно, я прошу детализацию по цене и в большинстве случаев понимаю, что так оно и есть: вариант с потолка в более «точной» формулировке. Это тоже вопрос уважения к покупателю.
Рестораны при повышении цен тоже часто заигрывают с числами. Например, повышение стоимости второго с 435 до 485 рублей проходит для большей части клиентов незаметно — числа-то похожи, мог и неправильно запомнить. Это милый и ласковый обман.