Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь
Первым в России театр «У моста» дал премьеру «мрачной комедии» Мартина МакДонаха "Палачи". У театра это уже восьмой спектакль по пьесе культового драматурга, таким образом, пермский коллектив теперь располагает в своей афише полным собранием инсценированных сочинений британца.
Подразумевается, что действие в «старой доброй Англии» происходит в конкретный день - 9 ноября 1965 года, когда в Соединенном королевстве вступил в силу мораторий на смертную казнь, - и в последующие за ним сутки.
Это значит, исполнителю смертных приговоров Гарри Уэйду больше не надо идти в тюрьму вешать какого-нибудь очередного мерзавца, а можно, вероятно, целиком отдаться работе в пабе, что держит его жена.
Как давно это сделал коллега Альберт Пьеррпойнт, считающийся палачом Британии «номер один», повесивший вчетверо больше Гарри, казнивший в Германии нацистов после Нюрнберга и вышедший на заслуженный отдых до исторической даты. Его паб, кстати, неподалеку; но в гости друг к другу отставные палачи не ходят.
Кстати, Пьеррпойнт - реальное историческое лицо. А почти все действие «комедии» разворачивается в пабе, лишь в двух эпизодах выходит за его пределы.
Так вот, ровно в этот самый день в заведение к Гарри заявляется странный посетитель в ковбойской шляпе а-ля Дикий Запад, но сам, говорит, из Лондона. В ту же ночь дочь-подросток Уэйда не возвращается домой…
В оформлении бара на месте бармена, над головой палача и его жены, отчетливо видно ружье, висящее на стене. Вопреки правилу, сформулированному А. П. Чеховым, оно не выстрелит, точнее, «выстрелит» не оно. Вместо ружья сработает натура палача. Гарри учиняет пришельцу собственный допрос, с применением профессиональных навыков…
От Мартина МакДонаха давно не поступало новых пьес. Со времени «Однорукого из Спокана» минуло шесть с гаком лет. Все уже думали, что он, знающий, какова на вес статуэтка Оскара, "подзабил" на театр и целиком отдался Голливуду. Но, оказалось, о сцене «Тарантино от театра» не забыл, и пауза длилась не зря.
Детективная интрига завернута так, что попытки любителей жанра угадать: освободится ли дочь палача, убил ли ее приезжий - будут напрасны.
В индивидуализации образов МакДонах приблизился к гоголевским высотам: у последнего забулдыги из бара - своя история жизни. У самого второстепенного персонажа будет "коронный" монолог - а уж шанс исполнить его так, чтобы зрителя за душу пробрало, здешний актер отработает.
Британская премьера "Палачей" на островах состоялась в театре Royal Court осенью 2015-го и сходу снискала премию им. Лоуренса Оливье. Лондонский спектакль российские зрители могли видеть в кинотеатрах благодаря проекту TheatreHD, и в июле его покажут вновь.
- Изменился ли стиль МакДонаха, учитывая, что впервые он пишет из английской жизни? - рассуждает постановщик спектакля, художественный руководитель "У моста" Сергей Федотов, всего ирландца пропустивший через себя. - Он и изменился, и остался верен себе - в доскональной правде образа, в построении парадоксальных ситуаций. Словно как в удушающую жару на зрителя опрокидывают ведро ледяной воды, и сразу после снова тащат под палящее солнце. Таков Макдонах!
Для работы над нынешней премьерой спонсор предоставил труппе полтораста литров пива. «На репетиции каждый выпивал по четыре-пять кружек», - усмехается Федотов.
Осенью этим спектаклем «У моста» откроет в Перми 2-й международный фестиваль творчества МакДонаха; первый состоялся в 2014 году.
Ссылки по теме: