31.07.2016

Гарри Поттер. Бесконечность истории

Джоан Роулинг — не просто успешный писатель, а настоящий символ и творец эпохи

Гарри Поттер. Бесконечность истории
Гарри Поттер. Бесконечность истории

Текст: Фёдор Косичкин

Коллаж ГодЛитературы.РФ

Рассуждать в 2016 году о «феномене Гарри Поттера» - значит уподобляться великовозрастным комсомольским вожакам, в 1984 году снисходительно рассуждающим о «феномене рок-музыки». Которая давно уже к тому времени была не «феноменом», а естественным языком, на котором говорили и понимали друг друга жители всего цивилизованного мира в возрасте от пятнадцати до тридцати лет. И который, в частности, упразднил язык комсомольских собраний.

Джоан Роулинг, совсем молодому писателю (все главное она сделала до сорока, неприлично рано для прозаика, и это тоже объединяет ее с юными рок-звездами) удалось не просто создать полноценный и притягательный мир, изменив тем самым детскую литературу и вернув детей и подростков всего мира обратно к книге.


 Подобно Элвису и «битлам», она сумела бессознательно выразить «цайтгайст», дух времени. И не только выразить, но и в какой-то - немалой - степени его направить.


Нельзя сказать, что дух этот светел и оптимистичен. Судите сами. Мир «Гарри Поттера», мир магглов и волшебников, во-первых, жестко разделен на касты и сословия. Хогвартс - доведенная до абсолюта идея элитной школы, куда простым смертным вход заказан - в прямом смысле слова. Да, туда может попасть способный полукровка (само это слово должно невыносимо резать ухо истинно политкорректному читателю - но вот не режет же!) или даже выскочка, в котором вдруг неизвестно откуда проклюнулись волшебные способности, но шансов стать учеником Хогвартса несоизмеримо больше, если в нем учились твои предки, а лучше всего - не в одном поколении.


Было бы слишком широким обобщением сказать, что выросшие на «Гарри Поттере» британцы проголосовали за «Брекзит», а выросшие на нем же американцы выдвинули в президенты заигрывающего с крайне правой идеологией демагога Трампа.


Но дух времени - такая штука, которую трудно уловить, и еще труднее противиться. Во-вторых, этот мир магичен. То есть - чрезвычайно архаичен. В нем гораздо меньше расчета на рукотворный прогресс и умопостигаемую науку.

И гораздо больше веры в высшие и оккультные силы. Можно сказать, что это необходимая условность волшебной сказки. Но Умберто Эко не случайно обратил внимание, уже в XXI веке, в книге с характерным названием «Полный назад!», что мир сейчас гораздо ближе к Средневековью, чем поколение назад. Современный ребенок - да и только ли ребенок?! - нимало не задумывается над принципом действия пульта дистанционного управления или тачскрина, не говоря уж о шлеме 3D-реальности. Они есть, и всё. И поэтому ему, этому современному ребенку, не составляет никакого труда поверить в волшебную палочку и вещее зеркало - между ними и хорошо ему знакомыми предметами так называемого реального мира нет принципиального различия.

И третье, самое главное - этот


мир откровенно апокалиптичен. То есть движется от начала к концу. Подобно всем древним священным книгам, от Библии до зороастрийской Авесты, семикнижие Роулинг заканчивается финальной битвой добра со злом - в котором Добро, конечно, побеждает… но только после того, как вбирает в себя немалую толику равновеликого ему метафизического Зла.


Это тоже может показаться неизбежной условностью - надо же как-то завершить эпопею! - но стоит вспомнить, что эта условность вступает в прямое противоречие с господствующей условностью предыдущего десятилетия - торжествующей идеологией «конца истории» Фрэнсиса Фукуямы: дескать, спор политических систем окончен, всем понятно, что рыночный капитализм и выборная демократия доказали свое безоговорочное превосходство над социализмом и авторитаризмом всех мастей, и теперь остается только плавно ликвидировать «отдельные недостатки», чтобы перейти к бесконечному устойчивому развитию - уже не историческому, а технократическому.

11 сентября 2001 года нанесло по этому оптимистическому представлению первый страшный удар. А события последних двух лет ясно показали - до «конца истории» нам сейчас так же далеко, как 9 мая 1945 года. Но внимательным читателям поттерианы это было ясно еще в июле 2007 года - после выхода финального романа. Писательница, разумеется, не думала об этом - она думала о том, как получше завершить свою затянувшуюся и растянувшуюся сагу. Но получилось то, что получилось. И сейчас, поздравляя элегантную даму, мисс Роулинг, с днем рождения, хочется по-детски попросить: «Тётенька Джоан, сделайте, пожалуйста, чтобы Пожиратели смерти исчезли не только из мира волшебников, но и из мира магглов! Вы же можете, мы знаем…»

Ссылки по теме:

7 советов автору нового «Гарри Поттера», 30.07.2015

Товарищи по книгам, друзья в литературе, 29.07.2016

Мэшап — соединение классики с фантастикой, 19.04.2016

Настоящее фэнтези, 13.04.2016