07.09.2016
Письмовник

Письмовник. Грибоедов — Мазаровичу

«Я проплутал всю ночь и часть утра…»

Грибоедов
Грибоедов

Составитель: Дмитрий Шеваров

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Александр Сергеевич Грибоедов — Семену Ивановичу Мазаровичу

6 сентября 1819. Маранд

Рапорт г. поверенному в русских делах в Персии его секретаря Александра Грибоедова.

Милостивый государь!

Два перехода сделаны.


Сегодня мы отдыхаем; припасов мне более не выдают, я их покупаю. Мехмендар — палач и вор, которого мне придали, я думаю, нарочно, чтоб я лопнул от бешенства.


В Альваре он хлебом выдал половину, а мясом одну треть того, что указано в фирмане; вместо всего остального, он собрал контрибуцию телятами, но их не доставил. Когда я его как следует пробрал, он стал оправдываться незначительностью средств бедного селения Альвар, уверяя меня, что в Маранде найду я для людей моих Эльдорадо; я умолк. Вчера в 2 часа пополуночи обоз мой тронулся в путь, я задержался минуты на три, чтобы попрощаться с Шемиром, но буквально всего на три минуты. Я хочу следовать за моими людьми; мехмендар остается, видимо, чтобы пополнить вчерашний дефицит за счет местных поселян, а мне дает проводника, с которым я сбился с дороги;


я проплутал всю ночь и часть утра; когда мехмендар появился, я чуть его не убил. Намученный усталостью, нашел я, наконец, свой отряд;


один больной отстал в 2-х фарсангах отсюда, во время ночной моей поездки, багаж сильно обогнал пеших, ни одного осла, никакого вьючного животного под рукой. Спрашиваю у мехмендара мула в Софияне, близ которого мы завтракали хлебом и водой. — "Мула!.. Зачем?" — "Чтобы привезти больного" и проч. "Боже меня сохрани! Если я буду Вам помогатъ подбирать Ваших отставших людей, шах-заде мне голову отрубит!" В конце концов он мне начисто отказал и сказал мне, что человек, о коем идет речь, вероятно либо уже отведен в Тавриз, либо, в случае оказания им сопротивления, убит поселянами...


Видали предателей!


Однако все это, за счет пропавшего бедняги больного, произвело свое действие на моих людей, которым я все рассказал и повторил, в присутствии мехмендара, все, что от него слышал.


Они были возмущены, более не разбредались, и несмотря на проделанный марш, на подъемы и спуски, действительно очень тяжелые, каменистые, еле проходимые, я их всех привел сюда в Маранд в 7 часов вечера.


Благоволите сосчитать с 2 часов пополуночи до 7 часов пополудни. Сегодня я вынужден стать на отдых, как по всеобщему желанию, так и по состоянию моих солдат. Я бы не стал останавливаться, если б не знал, что они совсем разбиты от усталости.

Я потребовал от того, кто здесь распоряжается временно (ad interim) за Назр-Али-Хана, послать на розыски того больного (Левонтий Сарбов). Он оставил это без внимания. Здесь, как и в Альваре, недодали половину припасов, сегодня совсем ничего не дают, но я попрошу Вас молчать о мошенничествах мехмендара до его возвращения в Тавриз; я его Вам туда пришлю с рекомендательным письмом, если только законное мое возмущение не перейдет за край ранее того и я по прибытии на границу не велю его выпороть, — единственный язык, который понимают в этой стране.

Примите чувства совершенного моего почтения,

Милостивый государь,

от Вашего покорнейшего

Александра Грибоедова.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Семен Иванович Мазарович — врач и дипломат, сын Джованни Мазаровича, далматского адмирала на венецианской службе, в 1807 году был принят на русскую службу. С 1807 по 1809 год находился в Черноморской дивизии на Средиземном море. Служил при Главной квартире командующего Дунайской армией генерал-аншефа М. И. Голенищева-Кутузова и сменившего его адмирала П. В. Чичагова, в 1811 г. «был в походах при Главнокомандовавшем Кутузове во время войны с Турками», год спустя прошел с Дунайской армией до места переправы армии Наполеона через Березину. В 1817 г. сопровождал миссию генерала А. П. Ермолова в Персию в качестве врача. В Тегеране проявил себя как незаурядный дипломат и, окончательно оставив медицину, с 6 июля 1818 г. был «по Высочайшему повелению причислен в ведомство бывшей Государственной Коллегии иностранных дел и определен Поверенным в делах в Персии». Был близко знаком с Грибоедовым, который состоял при Мазаровиче секретарем дипломатической миссии, а после русско-иранской войны сменил его на посту главы русской дипломатической миссии в Тегеране.

Ссылки по теме:

Грибоед, 15.01.2016

Другой Александр Сергеевич, 18.01.2015

220 лиц Грибоедова, 21.12.2015

Ненаписанная история князя Одоевского, 13.08.2015

Варенье по-грибоедовски оказалось из моркови, 01.06.2016