13.10.2016

Боб Нобель. Нобелевскую премию получил Боб Дилан

Шведская академия приняла самое сенсационное решение за много лет — присудить нобелевскую премию по литературе рок-барду Бобу Дилану

Боб Дилан лауреат Нобелевской премии по литературе
Боб Дилан лауреат Нобелевской премии по литературе

Текст: Михаил Визель/ГодЛитературы.РФ

Фото: Боб Дилан (Bob Dylan)/vilingstore.net

Боб Нобель

Роль и значение 75-летнего уроженца Миннесоты Роберта Циммермана, вот уже свыше полувека известного всему миру как Боб Дилан, огромно и неопровержимо. Именно ему, сыну мелких лавочников - потомков выходцев из Российской империи - выпало «поженить» электрическую энергию новой музыки - рок-н-ролла - с идущей от протестантских «отцов-основателей» яростной гражданственностью. И при этом - с настоящей поэзией. Достаточно сказать, что сам псевдоним Дилан был выбран в честь кумира юного Боба, английского поэта Дилана Томаса (который до Нобелевской премии не дожил, потому что умер в 39 лет).

С начала 61-го года Дилан выступал в маленьких барах Гринвич-Виллиджа (создав славу этому району Нью-Йорка), и уже весной 1962 года, двадцати лет от роду, выпустил диск народных баллад - в том числе знаменитые впоследствии «House of the Risin' Sun» и «In my time of dying», поразившие всех агрессивной «надрывной» манерой. А второй - он же первый авторский (т.е. содержащий песни, написанные им самим) диск Дилана «The Freewheelin’ Bob Dylan» (1963) оказался настоящим откровением для слушателей. Особенно знаменитая песня-гимн «Blowin’ in the Wind». По форме - парафраз библейского «сеющий ветер - пожинает бурю», а по сути - антивоенный манифест первого послевоенного поколения.

Причем откровением этот альбом стал не только для подростков, но и для сложившихся коллег-музыкантов. «Я и не подозревал, что в рок-музыке можно высказываться на такие серьёзные темы», - говорил Джон Леннон, сам к этому моменту звезда. А уже в 1970 году, в период острого личностного кризиса, Леннон выкрикивает: «я не верю в Циммермана!» - через строчку от «я не верю в Иисуса» и «Я не верю в Будду». Причем делает это в песне под названием «God» - «Бог». Подчёркивая тем самым - едва ли неосознанно - значение своего приятеля-ровесника.


А в 2001 году норвежский скульптор Кристофер Лейрдаль признался, что при создании статуи архангела Михаила, с 1969 года украшающей шпиль готического кафедрального собора XII века в Норвегии, он вдохновлялся образом именно Боба Дилана.


По словам скульптора, он был потрясен внешностью рок-барда, а кроме того, видел его выступление с протестом против войны во Вьетнаме и решил, что Дилан достоин быть запечатленным в виде крылатого архангела Михаила, поражающего копьем дракона. «Я подумал, это будет вполне уместным - поставить великого поэта на верх башни», - признался Лейрдаль».

И таких свидетельств сотни.

Но имеют ли они отношение к поэзии? Ответ на этот вопрос не столь очевиден даже для горячих поклонников Дилана.

В прошлом году, комментируя по просьбе портала ГодЛитературы.РФ решение жюри премии «Поэт» о присуждении ее барду и либреттисту Юлию Киму (решение, странным образом cрифмовавшееся сейчас с решением Нобелевского комитета), филолог, переводчица Анна Герасимова (известная также как рок-бард Умка) сама вспомнила про Дилана: «Боб Дилан — великий чувак и замечательный автор, но, признаться, вне пения, вне надтреснутого его голоса и более или менее музыкального сопровождения лично мне его тексты не катят. Хотя люблю чрезвычайно и считаю одним из главных своих (и не только своих, конечно) учителей».

Теперь, после решения шведских академиков, признавших его достойным литературной премии


"за создание нового поэтического языка в великой американской песенной традиции"


на этот вопрос ответить просто: да, разумеется, имеет самое прямое отношение.

И не только потому, что «под Дилана» и «через Дилана» выражали свои чувства и устремления несколько поколений. Это очень важно, но еще важнее другое. Только после Дилана оказались возможны не только Гребенщиков и Башлачев, Серж Генсбур и Леонард Коэн (старший его по возрасту), но как это ни странно, советские «стадионные поэты», Евтушенко и Вознесенский.

Потому что именно Боб Дилан вернул к сочинению и исполнению вслух своих стихов — занятию, ставшим в цивилизованном мире к началу 1960-х годов занятием маргинальным, — десятки тысяч мальчиков (и девочек).


Можно сказать, что Боб Дилан выдернул поэзию из чистеньких американских университетов и богемных европейских кафе обратно на площади и стадионы.


«Дух дышит где хочет, - прокомментировал решение шведских коллег председатель жюри премии «Поэт» Сергей Чупринин. - Может дышать в романе, может - в журналистике, как мы видели в прошлом году, а может - в песне».

Рискнём добавить: особенно в песне.

Ссылки по теме:

Мураками — фаворит букмекеров