13.10.2016
В этот день родились

Максим Мошков: человек и библиотека

13 октября 2016 года исполняется 50 лет Максиму Мошкову, который хоть и не писатель, сделал для русской литературы больше, чем дюжина иных сочинителей

Текст: Михаил Визель/ГодЛитературы.РФ

Фото: Евгения Смолянская/РГ

Лет десять назад на ярмарке «Non/Fiction», после очередного круглого стола, в котором участвовал и Мошков, к нему подошла литературная дама и сказала: «Максим, дайте я на вас посмотрю. Я не подозревала, что вы живой человек!».

Чувства дамы понятны. Легендарная Библиотека Мошкова появилась в 1994 году - то есть в доисторические времена по меркам Рунета. И гуманитарии-неофиты, подсоединявшиеся к Сети четырьмя-шестью годами позже, воспринимали ее как нечто, существовавшее вечно. Но удивительно даже не это, а то, что она продолжает исправно функционировать. В отличие от других библиотек, появившихся почти одновременно с ней. И не просто продолжает - а превратилась из скромной и крайне хаотичной коллекции надерганных «с миру по нитке» текстов, отражавшей личные интересы создателя - от «альпинизма и горного туризма» и «советской фантастики» (родовая отметина советских ИТР, плотью от плоти которых Мошков и является) до «Дон Кихота» и «Волшебной горы», в четко структурированный ресурс, способный к самоподдержке и саморазвитию.

Почему это оказалось возможно? В первую очередь потому, что Максим Мошков - высококлассный программист. Причём именно веб-программист, на чьих «движках» бегают и не ломаются известнейшие порталы Рунета. Вот и для собственной библиотеки он создал десятки надежных и работоспособных скриптов, обрабатывающих присылаемые текстовые файлы и поддерживающих файловую систему. Но важнее другое: помимо технической подкованности, Максим Мошков сумел проявить качества настоящего визионера - те же, что у Стива Джобса и Джорджа Лукаса. Создав разделы «Самиздат» и «Art of War», он еще до появления Википедии предвосхитил «вики-принцип»: пополнение библиотеки - задача в первую очередь посетителей библиотеки. А открыв отдельный огромный раздел «Классика» - первым, кто еще до того, как этим озаботились академические институции и государственные органы, осознал значение доступности не только классиков первого ряда, таких как Толстой или Бунин, но и всего корпуса текстов классической русской литературы в совокупности.

Позицию Максима Мошкова в отношении авторского права тоже можно считать инновационной. «Авторское право больше вредит культуре, чем помогает ей, — открыто заявляет Маским Мошков. - Но помогает писателям и околоиздательским структурам. Кто из них более достоин — общечеловеческая культура или писатели?»

Ответ для Мошкова очевиден, но он предпочитает его не произносить вслух. А на практике руководствуется следующим принципом: если автор или издатель обращаются к нему с личным письмом, прося снять произведение сайта - снимает его немедленно. Но именно если обращаются автор или издатель, а не посредник, распоряжающийся правами на основании некоей очень широкой доверенности.

Начавшаяся в эпоху больших черно-белых экранов и матричных принтеров, «Библиотека Мошкова» продолжает успешно существовать в эпоху гаджетов и смартфонов. Журналисты, филологи, писатели знают: несмотря на множество библиотек с приятными шрифтами и гламурным дизайном, по-прежнему нет лучше места, чтобы быстро найти точную цитату из Толстого или Диккенса. А простые читатели - знают, что нет лучше места, где можно получить неожиданный ответ на извечный вопрос: что бы почитать?

ГодЛитературы.РФ поздравляет «главного библиотекаря всея Рунета» с юбилеем, желает инновационных решений. И, конечно, новых интересных книг.

Ссылка по теме:

Публичная библиотека должна стать бизнесом? Интервью с Максимом Мошковым - ГодЛитературы.РФ, 29.12.2015