19.10.2016

Франкфурт-Москва: перспективы и падения

Во Франкфурте открылась крупнейшая в Европе книжная ярмарка, участие в которой принимает и Россия

Текст: ГодЛитературы.РФ

Фото: Digital Republic

19 октября начинается крупнейшее ежегодное событие европейской книжной индустрии — Франкфуртская книжная ярмарка. С 19 по 21 октября ярмарка будет работать только для профессионалов книжной индустрии, в выходные же откроется для широкой аудитории. При этом программой выходного дня занялась сама дирекция ярмарки: раньше программу определяли издательства, сейчас вопросы о том, кто, когда, где и что будет представлять стали курироваться самой ярмаркой.

Президент Франкфуртской ярмарки Юрген Боос пояснил, что в этом году главный посыл ярмарки можно сформулировать так: «Смотрите — мы меняемся». «Как постоянно вынуждены меняться отрасли из-за появления новых технологий, из-за того, что меняются потребности клиентов, читателей, появляются новые каналы связи, так же вынуждены меняться и ярмарки. Нам нужно работать с другими медиа, с другими средами. Поэтому я пригласил всех этих архитекторов, дизайнеров и художников», — пояснил Боос.

Среди главных нововведений Франкфуртской ярмарки — появление зоны Arts+, посвященной книгоизданию в сфере искусства. Как отмечает Боос, «в альбомах, книгах по искусству сейчас заметнее всего, как перемешиваются разные носители, как размываются границы между областями».

Но если во Франкфурте главным для обсуждения в профессиональной среде является вопрос взаимоотношения чтения и других культурных сфер, новых технологий производства и потребления литературного продукта, то в России самым насущным продолжает оставаться вопрос сохранения культуры чтения как таковой.

Книга как элемент культуры исчезла из жизни страны, но сейчас постепенно возвращается, считает президент Ассоциации книгораспространителей независимых государств Надежда Михайлова: "Что говорить, если на 146 миллионов человек у нас около тысячи книжных магазинов: на Москву и Санкт-Петербург приходится около 400 магазинов, а что остается другой части огромной страны? Для сравнения, во Франции на 65 миллионов человек - 3,5 тысячи книжных магазинов. Конечно, у нас много библиотек, но они не могут обеспечить необходимую доступность книги: на них приходится около 10-12 процентов от общего количества потребления книг».

Еще одна беда — отсутствие интереса к чтению. «Процент постоянно читающего населения в России довольно низкий, я бы даже сказала, что не каждый второй вовлечен в этот процесс», - оценивает Надежда Михайлова. Опросы почти солидарны с экспертом: по данным фонда "Общественное мнение",


21 процент опрошенных в июле 2015 года россиян никогда или почти никогда не читают книги,


еще два процента затруднились ответить, а каждый десятый обращается к печатному слову реже одного раза в месяц.

Отказу россиян от книг способствует и высокая цена печатной продукции. За два года средняя цена книги увеличилась на 10-15 процентов - более чем 300 рублей за экземпляр в крупных городах, менее 300 рублей - в небольших городах. Роспечать по итогам опроса компаний оценивала средний чек по Москве и Петербургу в 2015 году в 558 рублей, в других регионах - в 273 рубля.

Зачастую, чтобы сэкономить, библиофилы покупают книги через интернет. Разница в цене порой достигает 200-300 процентов, если говорить про Москву, и не в пользу бумажного варианта. Многие интернет-магазины доставляют заказы в регионы - на этот канал уходит около десяти процентов потребления. "Если говорить о разнице предпочтений читателей в столице и регионах, то узконаправленная интеллектуальная литература лучше продается в Москве, - поясняет гендиректор сети "Читай-город - Новый книжный - Буквоед" Михаил Иванцов. - Доля детских книг выше в регионах. Они чуть более рациональны и, наверное, консервативны, менее настроены на поиски чего-то нестандартного».

Наиболее активно развивающимся сегментом книжной отрасли является электронное книгоиздание. По данным "ЛитРес", среднегодовой темп роста рынка в денежном выражении за последние пять лет составил более 95 процентов.

"В России потребление этого продукта есть, но платить за него пока мало кто хочет", - подчеркивает Михаил Иванцов. Он считает, что


пока нет перспектив продолжения бурного роста электронных книг, и одна из причин - человеческий фактор.


Сначала люди закачивали очень много литературы в букридеры, но вскоре обнаружили, что времени и сил все это прочесть у них нет. Зачем же покупать новые?

Интересная тенденция была замечена в США: там неожиданно остановился рост спроса на электронные книги и стал расти спрос на бумажные книги - по итогам 2015 года на пять процентов. В целом в западных странах книги постепенно перемещаются в сегмент дорогих товаров, а журналы переходят в книжный сегмент. Самое яркое тому подтверждение - появление нового товара под названием букозин (от англ. book и magazine, то есть "книгожурнал"). В США за 2015 год выпустили 350 наименований букозинов.

У России тоже есть опыт выпуска подобных книг. Это сборники лучших статей из журнального архива по одной тематике. Иногда под одной обложкой собирают лучшие авторские колонки или повести и рассказы, которые публиковались в профильных журналах. Этот контент может быть востребован и в книжных магазинах, считают эксперты.

Источники: Lenta.ru, «Российская газета»

Ссылки по теме:

Россию прочтут во Франкфурте

Выпуск книг в России сократился на 5 %

В Суздале обсудили будущее книгоиздания

Российская книжная палата. Статистика 2016

Донцова, Чуковский и другие

«Классика» ныне дорога

Рукописи не сгорят